Рынок деловых поездок в России сокращается
Объем деловых поездок внутри страны сократился на 3%, а за границу — на 5% за первые полгода текущего года. Особенно существенно уменьшился интерес к командировкам в Москву и Санкт-Петербург, а также в Турцию и ОАЭ. Ранее отмечался рост в этой области, но теперь компании вынуждены оптимизировать свои бюджеты.
Согласно отчету компании "Аэроклуб", количество авиаперелетов деловых туристов внутри России сократилось на 3% по сравнению с предыдущим годом, а за ее пределы — на 5% за тот же период. Директор по маркетингу и коммуникациям платформы "Ракета" Дарья Лукьянова-Зубрицкая отмечает общее снижение деловых поездок на 1% по всем направлениям за первое полугодие, причем внутри страны это снижение составляет 13%. Галина Полищук, управляющий директор корпоративного бизнеса компании "Випсервис", также отметила умеренное снижение спроса на деловые поездки в России.
По данным "Ракеты", количество деловых поездок в столицу России сократилось на 22%, в то время как в Санкт-Петербург, Красноярск, Сургут и Тюмень — на 16%, 18%, 18% и 19% соответственно. В то же время, в "Аэроклубе" зафиксировали увеличение спроса на поездки в Сочи, Новосибирск и Иркутск.
Активность деловых туристов снижается после двухлетнего роста. Управляющий директор "Аэроклуба" Юлия Липатова утверждает, что продажи авиабилетов деловым путешественникам внутри России увеличивались на 12% в 2023 году и на 18% в 2024 году. В этот период бизнес проводил изменения в своих процессах, расширял свою деятельность на региональном уровне и развивал логистику в новых условиях, что требовало большей гибкости. Однако сейчас "Аэроклуб" отмечает снижение деловой активности, в частности среди ритейлеров, чья доля в спросе на деловые поездки сократилась с 18% до 15% за год.
Эксперт по развитию лидерства из консалтинговой компании Ward Howell Елена Ушарова говорит о стабилизации рынка. По ее мнению, в предыдущие годы управление бизнесом перешло на "ручной режим", что требовало от топ-менеджеров оперативных командировок к клиентам и в региональные подразделения. Однако сейчас компании вернулись к более плановым командировкам.
Стремление к оптимизации бюджетов и изменения в спросе на деловые поездки
Леди Лукьянова-Зубрицкая предполагает, что уменьшение поездок по стране может быть связано с желанием компаний сократить расходы из-за увеличения стоимости путешествий. Согласно «Аэроклубу», средняя цена авиабилета в Казань для бизнеса за первые шесть месяцев составила 12,1 тыс. рублей в одну сторону, что на 25% выше, чем год назад. В то время как для Калининграда, Перми и Москвы цены увеличились на 17%. Средняя стоимость полета в экономклассе по России за один путь, по данным «Аэроклуба», составила 15 тыс. рублей, а в бизнес-классе — 72 тыс. рублей. Год к году цены выросли на 11% и 1%, соответственно.
Доля зарубежных командировок в общем спросе на деловые поездки, по словам Дарьи Лукьяновой-Зубрицкой, увеличилась с 9% до 22%. Она считает, что компании продолжают активно работать с зарубежными направлениями, развивая свои экспортные возможности. По мнению госпожи Полищук, зарубежные поездки в основном осуществляются сотрудниками промышленных предприятий и IT-компаний. Сейчас они переходят от единичных визитов к цикличным проектам с регулярными поездками.
В «Аэроклубе» отмечают, что самым популярным зарубежным направлением для деловых поездок в январе—июне остается Китай. Количество забронированных перелетов в эту страну увеличилось на 21% год к году. Рост составил 48% по направлению в Узбекистан, который занимает четвертое место среди наиболее востребованных стран. Однако спрос на поездки в Турцию уменьшился на 21%, в ОАЭ — на 31%, в Сербию — на 51%, в Армению — на 28%.
Леди Лукьянова-Зубрицкая считает, что тенденция к умеренному снижению спроса на деловой туризм сохранится и во второй половине года. По ее оценке, количество командировок внутри России может уменьшиться на 5–7% к концу года. Процент зарубежных поездок, вероятнее всего, останется на прежнем уровне. Галина Полищук предполагает, что продолжительность деловых поездок в пределах страны будет поддерживать реализацию инфраструктурных проектов, а поездки за границу будут способствовать развитию сотрудничества с Азией и Ближним Востоком.