Ставки фрахта на танкеры Suezmax повышаются
Желание российских экспортеров нефти увеличить объемы отгрузок для снижения рисков приводит к росту спроса на танкеры Suezmax с водоизмещением 135 тыс. тонн. Согласно экспертам, в октябре ставки на фрахт будут продолжать расти после 10-13% увеличения за последнюю неделю сентября.
За прошлую неделю сентября стоимость фрахта для перевозки российской нефти на танкерах класса Suezmax увеличилась более чем на 10%. По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), перевозка нефти в Северный Китай на таких судах подорожала на 13.6%, достигнув 10.2$ за баррель, что является рекордом с 2025 года. Доставка нефти в Западную Индию выросла на 10.3%, до $7.7 за баррель, максимум с 2024 года.
Аналитики связывают повышенный спрос на суда Suezmax с переориентацией поставок в порты Азово-Черноморского бассейна. Поставщики стремятся увеличить объемы экспортных партий для уменьшения рисков. Руководитель ЦЦИ считает, что перераспределение экспортных потоков стало логичным решением в условиях геополитического давления.
Экспорт в Турцию и перенаправление поставок через Черное море связаны с оптимизацией логистики в условиях ограничений и рисками, связанными с маршрутами через датские проливы. Согласно данным ЦЦИ, объемы морских поставок российской нефти значительно увеличились, особенно в направлении Турции.
На конец сентября, Турция импортировала на 59% больше нефти, чем неделей ранее, что привело к росту общего объема морского экспорта. Примерно треть поставок российской нефти из морских портов направляется в Китай, четверть — в Турцию, а также значительная доля в Индию. Аналитики отмечают увеличение поставок в различные страны, что связано с разнообразием маршрутов и оптимизацией логистики.
Президент США высказывается о необходимости прекращения покупок нефти из РФ
Глава Североамериканского государства, выступивший ранее за отказ Индии от российского сырья, в конце сентября заявил, что стоит приостановить поставки нефти из РФ в Турцию. Согласно данным компаний, наблюдающих за морскими маршрутами и цитируемых Центральным Центром информации (ЦЦИ), экспорт российской нефти в Турцию вырос на 18% до 13,8 млн тонн в сутки за девять месяцев 2025 года по сравнению с предыдущим годом. Доля РФ в турецких поставках нефти составила около 55% как указывается в ЦЦИ.
Постоянное давление на Индию от Соединенных Штатов, тем временем, повлияло на понижение цен на российскую нефть, считает управляющий партнер компании NEFT Research Сергей Фролов. По информации ЦЦИ, уменьшенный спрос со стороны индийских покупателей привел к росту дисконтов на Urals до $13,3–13,5 за баррель в зависимости от порта в конце сентября.
По предварительным данным развития событий, по словам Романа Соколова, морской экспорт нефти из РФ вырос на 35% в сентябре по сравнению с августом и, вероятно, продолжит увеличиваться после окончательного подсчета результатов. В связи с проведением ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах и увеличением добычи из-за планируемых корректировок в договоре ОПЕК+, господин Соколов предсказывает дальнейший рост экспорта, что повлияет и на ставки фрахта.
Повышение цены на перевозку российской нефти может быть обусловлено также задержками судов, подобными случаю с танкером у побережья Франции, считает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. 1 октября власти Франции арестовали танкер Boracay, который, по данным The Guardian, является частью российского "теневого флота" и перевозил нефть из РФ в Индию. Господин Юшков добавляет, что подобные инциденты ранее происходили в Балтийском море и имели временный характер.