Тарифные Ограничения и Торговые Партнеры: Позиция США, ЕС и Мексики
Соединенные Штаты планируют установить пошлины на товары из Мексики и Евросоюза на уровне 30% с 1 августа. Президент Трамп представил новые торговые ограничения для своих ключевых партнеров. Власти Европы готовятся к контрмерам, в то время как Мексика стремится к соглашению. Экономики этих стран зависят от США как от крупного рынка сбыта своей продукции. Предполагается, что соглашения будут достигнуты и с Брюсселем, и с Мехико, при этом Вашингтон использует тарифы для укрепления своей позиции в переговорах. Однако с менее важными партнерами договоренности вряд ли будут достигнуты, поскольку американские власти намерены ввести повышенные пошлины для стран Юго-Восточной Азии, которые, по их мнению, используются китайскими поставщиками как обходной путь на американский рынок.
Президент Трамп продолжает отправлять письма с предупреждениями о торговых ограничениях различным странам, их уже получили более 20 партнеров США, включая ЕС и Мексику. С 1 августа поставки из этих стран будут облагаться 30-процентными пошлинами. Пошлины могут быть изменены в зависимости от ответных действий стран или согласия на переговоры.
Европа и Мексика выбрали разные стратегии реагирования на угрозы и призывы Трампа.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что пошлины создадут проблемы для трансатлантических поставок и негативно отразятся на бизнесе и потребителях в США и Европе. ЕС стремится к заключению сделок, но готов применить ответные меры, если не удастся договориться с Вашингтоном. Ограничения были подготовлены несколько месяцев и могут быть оперативно введены, несмотря на внутренние разногласия.
Мексика пока не объявляла о готовности к ответному действию. Президент Клаудия Шейнбаум сообщила о переговорах с американской стороной и ожидает заключения соглашения. Зависимость Мексики от США как от рынка сбыта очевидна, что объясняет осторожность ее позиции. Для сравнения, на экспорт в США приходится 79% всех поставок Мексики, тогда как на Канаду — менее 3%. В отличие от этого, экспорт Евросоюза распределен более равномерно.
Значительная зависимость США от поставок из ЕС и Мексики также очевидна. Доля мексиканских товаров составляет 16% от общего импорта, что делает их вторым крупным партнером после Канады. Доля товаров из ЕС составляет 13,7%.
Взаимосвязь повышенных пошлин и денежно-кредитной политики
При такой зависимости повышенные пошлины означают для Вашингтона фактически безальтернативный разгон инфляции и среди прочего более долгий, чем предполагалось, период жесткой денежно-кредитной политики ФРС. Отметим, в начале месяца глава регулятора Джером Пауэлл впервые признал взаимосвязь между тарифными ограничениями и отказом ФРС от быстрого снижения ставки. В совокупности факторы указывают на то, что самому Вашингтону было бы выгоднее заключить соглашения и с Мехико, и с Брюсселем, отказавшись от повышения тарифов. Это же подтверждают заявления министра финансов Скотта Бессента и других чиновников, признававших, что угроза ограничений используется американской стороной в ходе переговоров для заключения более выгодных сделок.
Договариваться, однако, Штаты намерены не со всеми. Высокие пошлины будут введены с 1 августа на поставки из стран Юго-Восточной Азии, следует из писем, отправленных в конце прошлой недели Дональдом Трампом. Так, 40-процентными тарифами будут облагаться товары из Мьянмы и Лаоса, 36-процентными — из Сингапура и Таиланда, 25-процентными — из Малайзии. Ограничения, вероятно, не будут пересмотрены, поскольку фактически вводятся в отношении китайских компаний: власти США полагают, что поставщики из КНР пользуются странами Юго-Восточной Азии для беспошлинных поставок продукции на американский рынок.
Интересно, что за 90-дневную паузу в торговой войне, которая была объявлена американским президентом в начале апреля, Штаты заключили только 3 соглашения (с Великобританией, Вьетнамом и Китаем), а не анонсированные 90. С учетом неясных перспектив и меняющихся на ходу правил игры многие ключевые торговые партнеры были не готовы идти на серьезные уступки, которых от них требовал Вашингтон. Письма господина Трампа — попытка вернуться к диспозиции начала апреля и запустить новую серию переговоров в более тревожных для партнеров условиях.