Изменения на рынке ОСАГО в январе 2025
В начале года на рынке страхования произошло ряд значимых изменений, касающихся системы обязательного автострахования (ОСАГО). Об этом рассказала аналитик компании «Рефинанс» Эряния Бочкина.
- Согласно информации Российского Союза Автостраховщиков (РСА), в период с 1 по 20 января 2025 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также Запорожской и Херсонской областей было оформлено 104,5 тысяч договоров ОСАГО. Средний размер премии составил 6 011 рублей.
В частности, в ДНР было заключено 33,8 тысяч договоров со средней премией 6 214 рублей, в ЛНР – 41,3 тысячи полисов на сумму 6 162 рубля. Заключено 20,5 тысяч и 8,9 тысяч договоров ОСАГО в Запорожской и Херсонской областях соответственно, со средними ценами 5 529 и 5 647 рублей. В общей сложности за указанный период по всей стране было продано 2,05 миллиона полисов ОСАГО, а средняя премия по Российской Федерации составила 7 437 рублей.
Из 104,5 тысяч полисов обязательного страхования на упомянутых территориях 157 договоров были короткими. В целом по стране за данный период было оформлено 188,3 тысячи коротких полисов ОСАГО.
- В Российском союзе автостраховщиков сообщили, что общий полис ОСАГО для России и Беларуси полноценно начнет действовать в апреле 2025 года. Новые контракты для легковых автомобилей будут в среднем дороже классических на 3 тысячи рублей. Ожидается, что интерес к этому продукту проявят как индивидуальные туристы, так и коммерческие перевозчики из обеих стран. Это также будет выгодно тем, кто минимум трижды в год пересекает границу на своем автомобиле.
Тарифный коридор для общих страховок останется в рамках установленного диапазона. Общий полис ОСАГО будет действовать аналогично существующим местным вариантам: участники ДТП должны будут составить европротокол или вызвать ГАИ.
- С 27 января 2025 года рамки тарифного коридора по ОСАГО расширены в обе стороны на 11,57% для общественного транспорта (троллейбусов, трамваев и автобусов) и на 20% для мотоциклов и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой до 16 тонн. При этом базовые ставки по ОСАГО для обычных водителей остались без изменений. Расширение тарифного коридора объясняется высокой убыточностью этих категорий транспорта. Также изменены коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя, введен новый коэффициент, связанный с мощностью двигателя.
Для нескольких регионов также обновлены значения территориального коэффициента (КТ). Он снижен для 21 области и увеличен для 18. Коэффициенты для полисов ОСАГО мультидрайв для физических лиц стали выше, при этом на них приходится менее 2% от общего числа полисов ОСАГО.
- В январе Госдума приняла законопроект во втором и третьем чтениях, а в феврале Президент РФ подписал закон, позволяющий оформлять электронные извещения о ДТП по европротоколу через платформы и приложения страховых компаний. Уведомление должно быть оформлено в соответствии с формой, установленной Банком России.
Ожидается, что данная мера обеспечит страховщикам возможность интеграции своих информационных систем с ЕСИА для запуска сервиса «Европротокол онлайн», а водителям предоставит выбор удобного формата уведомления о ДТП. Кроме того, поправки снизят нагрузку на органы внутренних дел, поскольку увеличат количество случаев оформления электронных извещений без необходимости вызова полиции.
- Глава комитета Госдумы по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) представил поправки к закону об ОСАГО. Они обязывают страховщиков уведомлять автовладельцев о приближающемся окончании действия полиса — не ранее чем за 20 и не позднее чем за 10 дней. В настоящее время такой обязанности у страховых компаний нет.
В Российском союзе автостраховщиков сообщили, что многие компании уже начали отправлять такие уведомления, и инициативу поддержали. Также выяснилось, что Минцифры разрабатывает аналогичный механизм уведомления автовладельцев через «Госуслуги».
- Минфин России высказал отрицательное заключение на предложения о введении компенсации ущерба при отсутствии ОСАГО у виновника ДТП, а также о повышении лимитов выплат по страховке. По мнению министерства, введение компенсации увеличит нагрузку на резервы страховых компаний, что приведет к росту цен на страхование для остальных граждан. Увеличение лимитов выплат потребует увеличения базовых страховых тарифов на 10% для всех владельцев транспортных средств, что снизит доступность ОСАГО и создаст риски для платежеспособности страховщиков.
Российский союз автостраховщиков (РСА) также выступил против указанных инициатив.
Ранее Ярослав Нилов, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, озвучил, что депутаты от ЛДПР подготовили законопроект о повышении лимита страховых выплат по ОСАГО с 500 до 650 тысяч рублей на возмещение вреда жизни и здоровья пострадавших, а также с 400 до 520 тысяч рублей на возмещение ущерба имуществу.