Снижение ставок по автокредитам в апреле
В апреле произошло снижение ставки по автокредитам на новые автомобили до 17% годовых, что является минимумом за последние полтора года. Этот тренд сохраняется уже шестой месяц подряд. В то же время процентные ставки по кредитам на подержанные автомобили остаются на уровне около 28% годовых. Одной из причин такого снижения ставок является поддержка со стороны государства и иностранных автопроизводителей. Однако специалисты не ожидают существенного снижения ставок до конца года из-за недостаточного спроса.
Согласно данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), в апреле средняя ставка по кредитам на новые авто снизилась до 17% годовых, что является минимумом с октября 2023 года. Этот показатель снизился на 4,4 процентных пункта за последние пять месяцев, что свидетельствует о устойчивом снижении. В то время как в сегменте подержанных автомобилей средняя ставка остается высокой и составляет более 28% годовых. Темпы снижения здесь значительно меньше и составляют всего 1,2 процентных пункта за три месяца.
Ставки по кредитам на новые автомобили существенно снижаются под воздействием различных акционных и льготных программ от китайских автопроизводителей, а также их доли на рынке автомобилей. Как отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов из НКР Егор Лопатин, продажи китайских марок составили 54% от всех продаж новых авто в первом квартале. Для китайских брендов действуют специальные программы кредитования с более низкими ставками, чем рыночные (21%). Кроме того, отечественные автомобили пользуются льготными государственными программами. Например, в банке "Уралсиб" средняя ставка по госпрограмме составляет 21,9% годовых.
Рыночные ставки на автокредиты для новых авто также падают. Например, в банке "Уралсиб" минимальная ставка в мае достигла 25% годовых, что на 3 п. п. ниже, чем в начале года. В Абсолют-банке произошло общее снижение на 2,7 п. п. в феврале по кредитам на покупку новых автомобилей.
Ситуация со ставками по подержанным авто зависит от ключевой ставки и прогнозов банков относительно ее будущих изменений, считает Егор Лопатин. Несмотря на высокие проценты, доля кредитов на б/у автомобили остается стабильной (34% в апреле 2025 года, в среднем за последние два года - 37%). По мнению представителя компании "Баланс-Платформа" Алексея Бородавина, это можно объяснить более низкой стоимостью подержанных автомобилей, большим выбором в том числе марок, которые не представлены официально на рынке, и общим объемом рынка. В апреле 2024 года было продано немного больше 100 тыс. новых автомобилей, в то время как б/у авто ушло в количестве 532 тыс. штук.
Снижение ставок объясняется уменьшением издержек на привлечение ресурсов, отмечают эксперты. Однако это не окажет негативного влияния на банки. По мнению директора департамента розничных продуктов из Абсолют-банка Виталия Костюкевича, высокие ставки представляют более высокие риски для банков, и поэтому учреждения заинтересованы в увеличении доступности кредитов и в снижении ставок при возможности. Снижение стоимости заемных средств позволяет банкам с небольшой задержкой понижать процентные ставки для клиентов, что способствует росту доходности данного сегмента. С этим соглашается также Алексей Бородавин.
Эксперты прогнозируют сохранение ставок автокредитования
Эксперты пока не предвидят значительного понижения ставок по автокредитам в этом году.
«Сначала будет удовлетворен тот отложенный спрос, который сейчас просто отсекается, учитывая высокую задолженность потенциальных заёмщиков при текущих издержках финансирования банков и справедливой премии за риск»,— отмечает руководитель по проверке рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрий Беликов.
Однако, по мнению Алексея Бородавина, небольшое снижение процентных ставок (на 1–3 п. п.) будет связано как с замедлением экономики России и, в частности, с «снижением популярности розничного кредитования» по сравнению с предыдущим годом, так и с возможным расширением государственной поддержки и продолжением субсидирования процентных ставок на новые автомобили от автопроизводителей. Кроме того, это поспособствуют маркетинговые предложения от дилеров и автомобильных брендов, у которых сейчас накоплены значительные запасы товаров на складах, добавляет он. Так, к началу мая остатки на складах оценивались в 500 тыс. штук (см. от 7 мая).
Елена Ванюшина