Инвестиции страховщиков: рост затрат и конкурентные преимущества
По итогам 2025 года финансовые вливания страховых организаций в развитие новых продуктов увеличатся на 15–20%, что сравняется с уровнем роста рынка. Такие расходы оцениваются в сотни миллиардов рублей, но могут оказаться недостаточными для создания стойких конкурентных преимуществ. При этом, в условиях острой конкуренции, участники отрасли несут серьезные риски, связанные с внедрением инноваций.
Согласно анализу компании «Рексофт», в следующем году средства российских страховщиков на запуск новых товаров поднимутся на 15–20%, достигнув отметки в 22–42 миллиардов рублей. В первую очередь инвестиции сконцентрируются в сегменте life-страхования, где интенсивное развитие краткосрочных НСЖ-полисов и долевого страхования жизни требует значительных затрат на модернизацию информационных технологий. Однако затраты на другие виды страхования останутся на уровне 2024 года из-за замедления притока страховых премий и низкого спроса на новые продукты из-за высоких процентных ставок.
Обобщенные инвестиции страховых компаний в новые страховые товары в 2024 году колебались от 18 до 37 миллиардов рублей, согласно отчету рейтингового агентства «Эксперт РА». Поэтому увеличение расходов на инновации будет пропорциональным увеличению страховых премий. К примеру, к 2025 году общий объем страховых премий, по оценке экспертов, достигнет 4,6 триллиона рублей, что значительно превысит данные по 2024 году на уровне 3,7 триллиона рублей. Вслед за этим, согласно результатам опроса рынка, больше половины компаний направляют на разработку новых продуктов от 0,5% до 1% от страховой премии. Около трети страховщиков укладываются в диапазон 0,1–0,5%, а остальные откладывают от 1% до 3%.
По словам Никиты Евсеенко, в состав затрат на запуск продукта входит концептуализация изделия, синхронизация с ключевыми департаментами, изучение условий страхования, проведение актуарных вычислений, образование тарифов, правовые согласования и конформность, интеграция продукта в системы информационных технологий, рекламные компании, пиар, тренинги сбытовых каналов. Взгляды аналитиков «Эксперт РА» указывают на то, что основные издержки направлены на информационно-технологическую реализацию нового товара, его продвижение и разработку, а также на тестовые продажи. Несмотря на это, наименее капиталозатратным (но значительно важным) элементом являются расходы на поиск идей для нового продукта. Согласно вице-президенту Всероссийского союза страховщиков Глебу Яковлеву, чаще всего страховые компании, добавляя в ассортимент новый продукт, фокусируют основные затраты на настройку внутренних и внешних процессов, освоение сбытовых каналов, доработку персонализации товара.
Эксперты оценивают вложения страховщиков как результативные, но недостаточные. В контексте текущей рыночной обстановки такие объемы инвестиций вряд ли обеспечат создание долговременных конкурентных преимуществ, утверждает Никита Евсеенко. Сфера страхования будет эволюционировать в сторону постоянного присутствия в жизни клиента и потребует также «товарных инноваций как в количестве выпускаемых товаров, так и их наполнения, что, в свою очередь, должно потребовать повышенных затрат», считает он.
Ограничение финансирования разработки новинок в долгосрочной перспективе может привести к деградации компании относительно других игроков рынка, утрате конкурентных позиций и даже технологической устарелости, делает акцент управляющий директор по рейтингам страховых и инвестиционных организаций «Эксперт РА» Алексей Янин. По мнению страхового специалиста Дмитрия Ванина, специфически большие риски несут маленькие страховые компании, так как за счет более значительных инвестиций гиганты страхового сектора в долгосрочном плане могут вытеснить их. Также нужно помнить о необходимости регулятивных воздействий, способных увеличить затраты на разработку товара во много раз в текущий момент, сообщает финансовый гуру Андрей Бархота.