В соответствии с изменениями, предложенными в законопроекте, разработанном Министерством юстиции России и Федеральной службой судебных приставов, последним может быть предоставлен неограниченный доступ к кредитным историям граждан. Инициатива подразумевает расширение круга лиц, имеющих право на извлечение секретной информации из хранилищ бюро кредитных историй, включая в этот список не только заемщиков, Центральный банк, нотариусов, следователей и правоохранительные органы, но также и судебных приставов.
Новые полномочия для судебных приставов
В текущей правовой базе, регламентирующей управление кредитными досье, предусмотрена возможность передачи информации о заемщиках от бюро кредитных историй (БКИ) судебным исполнителям. Эта информация включает в себя заглавные и базовые данные кредитного отчета, а также сведения о дебиторе, полной сумме и характеристиках финансовых обязательств, сроках их исполнения, проведенных платежах и наличии залога. Но законодательные акты не предоставляют ясных указаний относительно времени, когда именно сотрудник Федеральной службы судебных приставов (ФССП) может осуществить запрос таких данных в БКИ. Поправки, внесенные Министерством юстиции, позволяют приставам запросить необходимую информацию для обеспечения надлежащего контроля за процедурами взыскания задолженностей, как отметил Эльман Мехтиев, председатель Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА).
Согласно предложенным изменениям, судебные исполнители получат доступ к дополнительному разделу кредитной истории. Этот раздел предоставит информацию о лицах, направляющих данные о долгах в БКИ, и организациях, имеющих право их взыскания. Так, приставы будут иметь полное представление о кредиторах и активаторах возврата просроченной задолженности, как проинформировал представитель Министерства юстиции.
Необходимость расширенного доступа к информации для приставов
В 2019 году население России стало чаще высказывать свою недовольство по поводу действий Центрального Банка, обвиняя коллекторские агентства в искусственном увеличении объемов их долгов. Такие данные предоставила Ольга Шеховцова, замруководителя департамента поведенческого контроля, на мероприятии НАПКА.
Должники отмечали, что требования кредиторов о возврате денежных средств нарушают установленные законом лимиты по начислениям. «Были случаи, когда после приобретения прав на долг кредиторы начинали взыскивать с должников суммы, превышающие законодательно разрешенные пределы», — указывала Шеховцова. В ответ на растущие претензии, Центральный Банк направил официальное обращение в Федеральную службу судебных приставов.
«Мы нередко видим, как взыскатели, перекупив непогашенные долги у кредиторов, дополнительно включают в долг штрафы и пени, а также незаконно начисляют проценты за просрочку платежей», — рассказала Евгения Лазарева, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков». Она считает, что допуск судебных приставов к полным кредитным историям граждан способствует предотвращению таких нарушений.
Влияние на рынок и должников
Как отметил Антон Дмитраков, руководитель агентства по взысканию долгов «ЭОС», расследование кредитных историй облегчает процесс подтверждения или опровержения инцидентов с завышением процентных ставок по задолженностям. Однако, по его словам, такие ситуации не являются массовыми: «Да, мы фиксируем увеличение подобных случаев, но это довольно редкие явления. К примеру, в нашей организации доля таких споров не превышает 2% от всего числа ежемесячных обращений».
Павел Михмель, глава «Первого коллекторского бюро», также подчеркивает, что случаи неправомерного увеличения долга крайне малочисленны. По его мнению, это может быть следствием либо технических ошибок, либо действий неофициальных сборщиков долгов, которые не зарегистрированы в официальном реестре. Михмель выражает уверенность в надежности законных коллекторских агентств: «У серьезных организаций такие ошибки — редкость».
Сейчас сотрудники Федеральной службы судебных приставов стремятся получить полный отчет о кредитной истории должников, но напрямую такие полномочия им не предоставлены, как указал представитель БКИ «Эквифакс». Такое положение вещей порождает правовую неопределенность, поскольку административное право требует от бюро кредитных историй предоставления полной информации по запросу исполнительной службы, тогда как закон о кредитных историях накладывает ограничения, разрешая доступ только к части данных. Необходима корректировка законодательства в данной сфере, что было бы полезно для рынка, добавил он.
Ключевая проблема заключается не в потребности ФССП в данных, а в методах их применения, акцентировал Мехтиев. «Дилемма скорее связана не с самим наличием власти, а с потенциалом её неправомерного использования. Перед тем как предоставлять такие права, необходимо разработать строгий механизм подачи запросов от правоохранительных структур», - указал он.
Реформа полномочий судебных приставов
В разъяснительном документе к данным изменениям говорится о потребности расширения возможностей судебных приставов для налаженного надзора за исполнением целевого закона о взыскании (230-ФЗ «О защите прав и законных интересов индивидуальных лиц в процессе деятельности по инкассации просроченной задолженности»). Но исполнителям закона испытывают трудности при доступе к необходимым информационным ресурсам для подтверждения нарушений со стороны взыскателей. Так, для возложения обязанностей субъектам рынка по статье 14.57 КоАП, которая предполагает для корпоративных взыскателей штрафные санкции до 2 миллионов рублей или же временное прекращение операций.
Лазарева выразила опасения, что в случае предоставления приставам дополнительных данных о коллекторах, извлечённых из кредитных историй должников, это все равно не гарантирует эффективное уважение к правам граждан. Она считает, что сотрудники ФССП уже перегружены делами по исполнительным производствам. «Допуская доступ к Бюро кредитных историй и возлагая обязательство анализировать размеры взыскиваемых задолженностей, мы рискуем спровоцировать кризис в системе взыскания», — акцентировала Лазарева.
Дополнительные меры защиты прав должников
Инициатива Министерства юстиции означает введение поправок в закон «О телекоммуникациях». В частности, предлагается предоставление судебным приставам доступа к данным, которыми владеют операторы связи, включая детали текстовых сообщений и логи телефонных звонков. Цель данной меры — обеспечить контроль за действиями коллекторов, осуществляющих взыскание долгов, чтобы они не выходили за рамки законных полномочий при взаимодействии с должниками. Сегодня приставам уже доступна информация о звонках к должникам, но они часто сталкиваются с отказами, как отмечено в пояснительной записке к данному проекту.
По утверждению Михмеля, для судебных приставов получение данных от мобильных операторов не представляет существенных трудностей. Он уверен, что предложенные изменения лишь упростят и ускорят процесс извлечения необходимых сведений.
В свою очередь, Лазарева утверждает о необходимости предоставления приставам более широкого спектра данных о методах работы коллекторов с гражданами, включая не только частоту, но и продолжительность звонков. Она подчеркивает, что многие взыскатели до сих пор используют способ автоматического дозвона с последующим быстрым прекращением вызова, еще до того как абонент успевает ответить. «Этот способ оказания давления пока не регулируется законодательно и не считается взаимодействием, создавая риски не только для самого должника, но и для его окружения», — резюмировала она.