Новая магистраль Москва-Минск со скоростью 500 км/ч
Развитие транспортной системы и экономического сотрудничества
- Рассматривается высокоскоростная магистраль, которая соединит наши города, и передвигаться будет проще, быстрее, - заявил Госсекретарь. - Также обсуждаются новые виды транспорта. Недавно мы с Минтрансом России обсуждали возможность создания магистрали между Минском и Москвой, по которой могли бы двигаться тележки или вагончики со скоростью 500 километров в час. У нас много идей для развития наших деловых сфер.
Для Союзного государства сотрудничество двух столиц - основа общего взаимодействия, подчеркнул Сергей Глазьев. Так, например, в первом полугодии этого года почти половина взаимной торговли между Россией и Беларусью приходится на две столицы - 44%. Минская и московская экономики успешно дополняют друг друга, отметил Госсекретарь.
О сотрудничестве в разных секторах экономики говорил и министр Правительства Москвы, руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей столицы Сергей Черёмин.
- Особенно важно подчеркнуть, что наши соглашения охватывают не только взаимодействие между столицами, - рассказал он. - Взаимодействие активно развивается в сферах торговли, промышленности, медицины, транспорта. Мы приобретаем в больших количествах сельскохозяйственную технику. Наши компании сотрудничают в образовании, туризме, в производстве разнообразной совместной продукции.
В области образования Минск проявил интерес к модели московской электронной школы.
Московским правительством, сказал Сергей Черёмин, вместе с белорусскими коллегами рассматривается возможность создания торгово-сервисного центра для белорусских компаний в Москве, изучается возможность создания инжинирингового центра и ведется совместная работа по развитию минского метрополитена. Кроме того, министр отметил увеличение интереса к взаимному туризму: "Шесть миллионов россиян и белорусов в 2024 году совершили взаимные поездки", - подчеркнул он.
Руководители белорусских компаний представили деловые кейсы успешного торгово-экономического сотрудничества. Предприятия Минска и Москвы провели переговоры и заключили соглашения.
Помимо деловой программы Дней Минска в Москве, прошедших с 19 по 21 сентября, включали разнообразную развлекательную программу. В центре российской столицы на площадке "Московские сезоны" открылась выставка-ярмарка. Ведущие белорусские производители и ретейлеры, такие как ОАО "Лента", Оршанский льнокомбинат, Добрушский фарфоровый завод, стеклозавод "Неман" и другие, представили свою продукцию. На специально построенной сцене выступали артисты из фольклорных коллективов.
Главным событием Дней Минска в Москве стал концерт в Московском международном доме музыки, который состоялся 18 сентября при участии Национального президентского оркестра Беларуси.
Создание объединенной транспортной системы Союзного государства, о котором говорил на бизнес-форуме Госсекретарь, предварительно обсудили на встрече в Министерстве транспорта России. В частности, обсуждалась гармонизация использования навигационных пломб для отслеживания высокорисковых товаров, ввозимых с территорий третьих стран. Также рассматривались вопросы развития пригородного железнодорожного сообщения между приграничными территориями наших стран, например, по маршрутам Смоленск - Орша и Смоленск - Витебск, информировали в соответствующем министерстве. Обсуждались и вопросы, связанные с будущим развитием международных авиаперевозок.
Снятие санкций с "Белавиа" и перспективы развития авиационной отрасли
Ранее стало известно о снятии США санкций с белорусского национального перевозчика компании "Белавиа". Последствия этого шага в течение недели обсуждали эксперты. По мнению независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова, со временем это может поспособствовать расширению возможностей Минска как международного авиационного хаба в регионе. В частности, российские туристы смогут отправляться в зарубежные путешествия из Минска вместо пересадки в Стамбуле.
Снятие санкций вроде бы открывает путь для организации прямых перелетов между Беларусью и США впоследствии, что потенциально могло бы заинтересовать российских туристов и бизнесменов, отмечает эксперт. Однако, поскольку сами Соединенные Штаты продолжают поддерживать санкции против России, реализация подобного маршрута представляется маловероятной. "Аэропорт Минска, скорее всего, можно будет использовать в качестве хаба для пересадки между Россией и США, что будет удобнее и выгоднее, чем перелет через Стамбул", - прокомментировал ситуацию Алексей Тузов.
Хотя снятие санкций с "Белавиа" создает некоторые перспективные возможности для развития авиационной отрасли Беларуси, выгоды для российских авиакомпаний весьма ограниченны, добавил он.
После снятия санкций американские компании получили возможность возобновить сотрудничество с "Белавиа", включая поставки двигателей, программного обеспечения, сервисов ТОиР для своего парка, в который входят Boeing 737, Embraer 195 и Airbus A330. Теоретически российские авиакомпании могли бы использовать услуги белорусского перевозчика для приобретения необходимых компонентов через посредников. Однако важно отметить, что сама Россия остается под действием серьезных экономических санкций, и прямое взаимодействие с американскими компаниями ограничено" - подчеркивает эксперт.