Проблема нехватки водителей-дальнобойщиков в России
Недостаток персонала: вызовы и перспективы
Дефицит кадров в отрасли сегодня составляет приблизительно 25 процентов. "Профессия стремительно стареет. Средний возраст дальнобойщиков превышает 50 лет. В нашей компании 61 процент водителей старше 40 лет", - отмечает Алена Галузо, HR-директор ГК "Делко".
Дефицит персонала будет только увеличиваться. В ближайшее время в отрасли не предвидится существенных изменений, несмотря на высокие заработные платы.
"Нехватка водителей сохраняется, хотя заработные платы остаются на высоком уровне, и системных изменений в ближайшем будущем не прогнозируется", - прогнозирует Мария Шиповалова, руководитель по персоналу и коммуникациям в компании FM Logistic в России.
Увеличению дефицита во многом способствует то, что работа дальнобойщиков в целом очень трудная, так как подразумевает практически кочевой образ жизни и материальную ответственность за груз. Если раньше эти условия оправдывались высокой зарплатой, то сегодня появились сферы деятельности с аналогичным уровнем дохода, но меньшими трудозатратами. Например, в такси водители категорий "комфорт" и "комфорт плюс" в месяц могут зарабатывать около 200-250 тысяч рублей, в зависимости от региона.
Таксисты часто составляют гибкие графики, могут забирать и отвозить детей, внуков на занятия. Окончание рабочего дня тоже определяет сам водитель. При желании можно совмещать работу в такси с другими профессиональными занятиями.
"Часто я спрашиваю у таксистов о их прошлом. И оказывается, что среди них много тех, кто работал водителями, включая международников, складских рабочих и других специалистов в логистике", - рассказывает Ева Климентенко, HR-менеджер федеральной транспортной компании "Скиф-Карго".
Увеличению числа водителей и привлечению молодежи в профессию могли бы способствовать ряд мер, считает Алена Галузо. Например, можно было бы разрешить получение прав категории "СЕ" и "С1Е" через три - шесть месяцев после получения категории "С". Это позволило бы ускорить процесс обучения и снизить порог для вступления в профессию. Также можно было бы увеличить число водителей, предоставив 50-процентную компенсацию стоимости обучения для прав категории "Е" и льготную ипотеку для водителей-экспедиторов.
Участники рынка сообщают, что в начале 2025 года ситуация с недостатком персонала в целом нормализовалась. "Мы смогли заполнить все вакансии водителей", - отмечает Ева Климентенко. В 2025 году недостаток персонала в компании остается, но не является критическим. Отсутствие проблем с заполнением имеющихся вакансий также подтверждает Алена Галузо. "Компания в настоящее время успешно удовлетворяет потребности бизнеса в водителях-экспедиторах", - говорит она.
Однако важно понимать, что закрыть дефицит персонала было крайне сложно. Некоторые компании внедрили систему подбора персонала и запустили постоянный мониторинг источников найма. Другие запустили акцию "Приведи друга" и выделили значительные средства, чтобы действующие сотрудники привлекали на работу своих друзей.
Частично на уменьшение дефицита персонала в последние месяцы повлияла сложившаяся ситуация в логистике. "Рост ключевой ставки Банка России, воздействующий на увеличение расходов перевозчиков, и снижение тарифов на перевозки стали триггерами", - поясняет Алена Галузо.
Выручка снижается, дефицит водителей увеличивается
Все это не прошло даром для предпринимательства: в конечном итоге крупные и средние транспортные компании столкнулись с значительным уменьшением доходов. В целом, в перспективе долгосрочной перспективы, объемы перевозок продолжат увеличиваться, следовательно, дефицит водителей, вероятнее всего, будет усиливаться. Решить эту задачу с помощью простых подходов компаниям точно не удастся.