Локализация автомобилей в такси: новые требования вызывают вопросы
Утвержденный закон о локализации машин в такси снова вызвал недоумение в индустрии. Инициатива Общественного совета по развитию такси о создании рабочей группы с автопроизводителями для обсуждения стандартов для таких транспортных средств вызвала неопределенность среди участников рынка.
Письмо главы Общественного совета по развитию такси, Ирины Зариповой, адресованное президенту Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александру Шохину, вызвало волнение. В нем просилось создать рабочую группу по локализации такси-автомобилей и включить в нее представителей перевозчиков, автопроизводителей, а также федеральные и региональные органы власти. На данный момент ответ от РСПП не поступил.
Закон о требованиях к уровню локализации автомобилей в такси был принят в мае на заседании Госдумы. Позднее этот документ одобрил и Совет федерации. С 1 марта 2026 года для регистрации такси машина должна набрать определенное количество баллов в локализации или быть произведена по СПИК. С 2033 года ключевым условием включения в реестр станет количество баллов локализации.
Однако сфера такси не готова к изменениям. В сообщении в РСПП Ирина Зарипова подчеркивает, что перевозчики не имеют понимания, как подготовиться к изменениям, которые вступят в силу в 2026 году. Без этой информации целый сегмент транспортной отрасли, занимающийся пассажирскими перевозками, может столкнуться с проблемами.
Компания "Максим" также подтверждает необходимость совещательного органа для обсуждения с автопроизводителями вопросов таксомоторных перевозок. АвтоВАЗ готов к диалогу с таксопарками и индивидуальными водителями такси.
По мнению специалистов, регионы не всегда могут оперативно приспособыться к новым федеральным требованиям из-за своих индивидуальных особенностей. Практика показывает, что на реализацию новых стандартов может потребоваться до пяти лет.
Неясность в отношении допуска автомобилей для работы в такси
Участникам сегмента такси непонятно, какие транспортные средства будут приняты для операций в данной отрасли, отмечает исполнительный директор ассоциации "Национальный совет такси" Наталия Лозинская.
Согласно действующему законодательству о локализации, запрещено использование определенных автомобилей в такси, и существует лишь общая система баллов локализации, не учитывающая специфику такси, отмечает Станислав Швагерус.
Перевозчики надеются, что все находящиеся в производстве в России автомобили будут включены в список разрешенных для такси, отмечает Наталия Лозинская. Этот перечень окажется ключевым для обновления парка и оценки рисков для бизнеса, считает она. По оценкам компании "Максим", около 1 миллиона автомобилей в секторах эконом и комфорт подпадают под локализацию.
Большинство автомобилей такси в региональных реестрах принадлежат самозанятым перевозчикам, которых ударит новый закон о локализации наиболее сильно, предостерегает руководитель Объединения самозанятых России Иван Литвинов. В отличие от таксопарков, у них отсутствуют средства на замену автомобиля, финансовые инструменты, за исключением обычного автокредита по коммерческой ставке для физических лиц, и нет государственных субсидий или льготных программ, добавляет он.