Проблемы с поставками товаров из-за пробок на границе России и Казахстана
Вследствие заторов с фурами на границе с Казахстаном продавцы терпят серьезные финансовые убытки. Перед ноябрьскими распродажами некоторые магазины на онлайн-площадках могут столкнуться с дефицитом товаров, сообщают продавцы в разговорах с журналистами. За последний месяц СМИ активно освещали проблемы большегрузов на границе России и Казахстана, а также Китая и Казахстана. Перевозчики отмечают, что российские таможенные службы начали более тщательно проверять грузы. Особенно это касается товаров малых бизнесов. Более подробную информацию предоставит Александр Мезенцев.
С начала осени на границе между Казахстаном и Россией наблюдались длинные очереди с фурами. По словам логистических операторов, к середине октября ситуация немного улучшилась. Однако, как утверждают продавцы, речь идет о тех товарах, которые импортируются законно. Сами продавцы с онлайн-площадок и мелкие розничные предприятия, которые не могут заполнить одну машину за один раз, воспользовались услугами карго-перевозок. Такие фирмы собирают товары небольшими партиями от разных клиентов, предлагая единый тариф за килограмм или кубометр. Ранее подобные отправки оформлялись на границе по общей декларации. Эта схема активно используется с 2022 года, иногда для скрытия нелегальных товаров.
Теперь российские таможенники в рамках борьбы с контрабандой стали тщательнее проверять документы, объясняет Максим Лонский, управляющий директор компании CN Bridge: «На границе с Казахстаном образовались огромные очереди, до 20 тыс. машин. Происходит рекордно тщательный досмотр со стороны таможенной службы, идет общая проверка практически всех грузов. Обязательно требуются документы, подтверждающие происхождение товара, его стоимость, цепочку поставок. Фактически 90% грузов в очереди ввозятся как карго. Задержки с поставками некоторых товаров уже выходят за два месяца».
Даже для контрабандных карго-отправлений находятся альтернативные пути. В чатах продавцов на онлайн-площадках есть предприниматели, которые смогли доставить товары в Россию через китайскую границу из Маньчжурии. Продавец с Joom поделился: «Последняя поставка через карго в августе превратилась в проблему. Груз застрял в Казахстане, идет задержка даже после месяцев ожидания. Мы уже несем убытки: товара нет, нет продаж».
Экспортные лицензии и карго-доставка: актуальные вызовы для предпринимателей
Кроме прочего, в Китае с 1 октября экспортную документацию должен оформлять и отправитель, не только получатель. Мелкие продавцы без собственного за пределами страны производства об этом обычно не задумывались, отмечает специалист по онлайн-торговле Артем Бобцов: «Маленькие и средние розничные продавцы сейчас ищут альтернативные маршруты не через Казахстан или посредников, способных оформить необходимые документы, но это, к сожалению, лишь приведет к увеличению стоимости товаров.
Такие трансграничные изменения обычно проявляются примерно через два месяца после вступления в силу, так что покупатели еще не почувствовали, что некоторые товары могут исчезнуть. Все придется на осенние распродажи, это может затронуть даже новогодние товары, но придется подождать, возможно, будет найден временный механизм упрощенного оформления документов, чтобы преодолеть этот барьер».
Учитывая, что нарушение правил карго-доставки влечет за собой как минимум штраф, каждый пятый предприниматель все равно рискует. Это следует из исследования банка "Точка", результаты которого опубликовал Forbes. Отмечается, что более 40% бизнесменов комбинируют различные способы доставки в зависимости от задач. Еще 6% совсем не знают, как их товары пересекают границу.