Рост тарифов на ЖКУ достигнет максимума в 2025 году
Базовый индекс увеличения оплаты за услуги ЖКУ в среднем по всей стране к 2025 году достигнет десятилетнего пика и составит 13,4%, согласно анализу Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Этот рост, превышающий прогнозируемую инфляцию, эксперты считают компромиссом, компенсируя предыдущее недостаточное повышение индекса в 2020–2022 годах. В дополнение, ИПЕМ видит перспективы для дальнейшего замедления роста тарифов из-за окончания прежнего опережающего роста цен на оборудование в сфере ЖКХ.
ИПЕМ проанализировал тарифы на ЖКУ на 2025 год. Каждый 1 июля в России происходит индексация платы за коммунальные услуги (исключение было в 2023 году, когда это произошло досрочно). С 2015 года на федеральном уровне устанавливаются базовые индексы увеличения оплаты за ЖКУ для каждого региона, а также разрешенное отклонение для муниципалитетов при принятии решений региональными властями. В этом году среднее взвешенное значение базового индекса составило 13,4%, на 3,4 процентных пункта выше, чем в 2024 году. ИПЕМ отмечает, что это самое высокое значение за последние десять лет. На уровне регионов также наблюдается рост индексов — в 77 субъектах РФ показатель выше прошлогоднего, в шести ниже, в двух — на том же уровне.
Эксперты называют рекордный рост тарифов на ЖКУ «компромиссным». С одной стороны, он практически в два раза превышает ожидаемую инфляцию (по прогнозу Минэкономики — 7,6%), с другой стороны, компенсирует недостаток увеличения индекса в 2020–2022 годах, когда он был ниже уровня инфляции.
ИПЕМ видит основания для возможного замедления темпов роста тарифов в ближайшие годы за счет цен на оборудование в отрасли. Если в 2022–2023 годах они увеличивались быстрее, чем рост индекса оплаты за ЖКУ, то в 2024 году опережающий рост цен завершился, и ожидаемые значения накопленного индекса оплаты и инфляции за период 2015–2025 оказались сопоставимыми, отмечают аналитики.
Тем не менее, они отмечают увеличение дисбалансов в системе тарифного регулирования.
Анализ тарифов и экономическая обоснованность
Например, во втором полугодии 2024 года возобновились случаи внеочередной индексации тарифов в некоторых регионах — ранее это было регулярной практикой, однако в прошлом году подобных ситуаций не возникало.
Кроме того, по итогам проведенного ИПЕМ анализа ситуации в 20 крупнейших по численности населения регионах (без Москвы и Санкт-Петербурга) выявлены случаи установления муниципалитетами окончательных индексов платы сверх рамок, принятых правительством — даже с учетом допустимого отклонения. Такие случаи зафиксированы в Кемеровской, Московской и Свердловской областях. В 2024 году индексы по муниципалитетам также были выше базового, но все же укладывались в разрешенные отклонения.
Впрочем, как следовало из представленного вчера на заседании правительства доклада главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максима Шаскольского, у утвержденных региональными органами тарифов есть и иная проблема — их экономическая обоснованность. По его словам, в 2024 году «существенно увеличилась» сумма экономически необоснованных средств в тарифах на водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электрическую энергию и обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО), установленных региональными органами регулирования. Если в 2020 году по результатам контрольных мероприятий ФАС из тарифов было исключено 2,4 млрд руб. таких сумм, то в 2024-м — уже 29,2 млрд руб. По данным службы, например, в сфере теплоснабжения тарифы были в итоге снижены в Архангельской области на 34,2%, в Ингушетии — на 23%, в Дагестане — на 19%; в секторе обращения с ТКО в Камчатском крае — на 29%, на Чукотке — на 25%.