Расширение рынка алкоголя в России
Благодаря сильному спросу на корейское соджу, производители алкоголя в России увеличивают выпуск этого напитка. АО «Татспиртпром» вводит на рынок соджу под маркой Kumiho. Локализация производства и расширение продаж в розницу способствуют увеличению спроса на соджу.
Крупный производитель алкоголя АО «Татспиртпром» планирует начать производство соджу под брендом Kumiho. По планам компании, в 2025 году будет выпущено 600 тыс. литров продукции.
Согласно данным рынка, компания увеличила выпуск водки на 4% с января по апрель, достигнув объема 2,7 миллиона дал. Структура компании включает два спиртзавода, два винно-водочных завода, а также винный завод Vigrosso, где производят бренды Tundra, Royal Raven, «Русская валюта», а также дистрибьютора алкоголя «Алкоторг».
Производство соджу в России началось осенью 2023 года, когда КАВЗ «Кристалл» выпустил Stun. В марте прошлого года АСГ также запустила выпуск этого напитка. По данным A.List, в 2024 году АСГ произвела 1,71 млн л соджу под маркой Sibsa, а также Stun в объеме 1,32 млн литров.
Согласно аналитической компании «Нильсен», продажи соджу в 2024 году увеличились на 348% по сравнению с предыдущим годом. Директор по маркетингу АО «Татспиртпром» Елена Слободанюк отмечает рост объемов продаж соджу на 148% с января по май. По ее словам, рынок еще не достиг своего потенциала.
Президент гильдии «Алкопро» Андрей Московский указывает на рост продаж соджу благодаря его доступной цене и локализации производства. Он отмечает, что российский аналог стоит втрое дешевле импортного. Популяризация соджу также связана с уменьшением предложения и увеличением цен на импортный алкоголь. По его мнению, интерес к азиатской продукции также способствует росту спроса на этот напиток.
Молодежь предпочитает соджу вместо водки
Госпожа Слободанюк отмечает, что все больше молодых потребителей отказываются от водки в пользу менее крепкого соджу. По ее данным, более 30% всех продаж этого корейского напитка приходится на покупателей в возрасте от 18 до 25 лет.
В АСГ говорят, что продажи категории растут в первую очередь из-за увеличения ее дистрибуции. Все больше покупателей знакомятся с соджу за счет роста представленности напитка в рознице, поясняют в компании. Владелец КЛВЗ «Кристалл» Павел Победкин соглашается, что сейчас все больше торговых точек начинают реализовывать соджу. По его словам, в компании также планируют наращивать объемы производства такой продукции и расширять существующие линейки.
С дистрибуторскими возможностями «Татспиртпрома» компания спокойно сможет вывести свой продукт в федеральную розницу, полагает Андрей Московский. К тому же у компании есть собственная сеть фирменных магазинов «Арыш Мае» в Татарстане, которая будет способствовать продвижению напитка, полагает эксперт.
Тем не менее в АСГ отмечают, что новым игрокам будет сложно пробиться в этой категории, так как за последний год уже сформировалась лояльность потребителей к существующим брендам. С учетом текущих объемов продаж категории есть куда расти, но на фоне нынешнего потребительского скепсиса трудно прогнозировать ее дальнейшее развитие, говорит господин Московский. «На алкогольном рынке два года активных продаж — это мало, чтобы можно было с уверенностью сказать, что сформировался устойчивый тренд»,— заключает эксперт.