Выгорание и усталость: причины "тихого увольнения"
Феномен "тихого увольнения" и его распространение
Согласно информации от сервиса SuperJob, сотрудники, подверженные "тихому увольнению", ограничиваются выполнением минимальных обязанностей, избегают проявления инициативы, корпоративных мероприятий и отказываются от сверхурочной работы. В такое поведение входят также скрытый саботаж и отсроченное выполнение задач, пассивное ожидание инструкций. По мнению управляющего консультанта консалтинговой компании Get Experts Ирины Романовой, эта тенденция к увольнению нарастает как в мировом трудовом рынке, так и в России.
Данные от SuperJob показывают, что три из десяти компаний в России уже сталкивались с подобными случаями поведения сотрудников. Романова подтверждает, что "Тенденция к росту тихого увольнения усиливается год от года как на мировом рынке труда, так и в России в целом". Согласно оценкам института Гэллапа, приведенным доцентом Базовой кафедры ТПП РФ "Управление человеческими ресурсами" РЭУ им. Г.В. Плеханова Фаридой Мирзабалаевой, "тихое увольнение" обходится мировой экономике в 8,8 триллиона долларов, что составляет 9% мирового ВВП.
По мнению экономически активных граждан России, основными причинами такого поведения являются усталость и выгорание - на это указывает 52% опрошенных SuperJob. Почти столько же (51%) считают отсутствие перспектив и карьерного роста основным. Еще 19% россиян считают, что сотрудники таким образом пытаются привлечь внимание руководства и добиться повышения зарплаты, а 11% связывают это с легкостью поиска новой работы. Среди других причин называют работу по совместительству, семейные обстоятельства, отсутствие премирования и недоверие к руководству.
Работодатели различным образом реагируют на данную проблему. По данным SuperJob, обнаружив случаи "тихого увольнения", 40% компаний стараются удержать сотрудника, предлагая более интересные задачи или другие должности. Однако значительная часть работодателей выбирает репрессивные меры. Например, 27% сокращают премии и бонусы, другие пересматривают должностные инструкции, а 7% прекращают оплачивать обучение. 13% компаний идут дальше и увольняют сотрудников.
Поколенческие различия играют важную роль в распространении этого явления. Романова отмечает, что поколение Z более критично относится к переработкам и осознает значимость личного благополучия. Согласно статистике SuperJob, 63% россиян в возрасте до 24 лет уверены, что работу можно менять по мере необходимости. Молодежь чаще называет усталость основной причиной "тихого увольнения" и в большей степени уверена, что саботаж обязанностей связан с отсутствием карьерного роста. Компания отмечает, что молодежь требует особых отношений, например, запрещает звонить по работе, предпочитая общение через мессенджеры.
Экономическая нестабильность в 2024-2025 годах также способствует распространению этого явления, считают эксперты. По словам Романовой, наиболее пострадавшими секторами стали автопром, добыча, металлургия, нефтепереработка, производство одежды, IT и финансовый сектор. В этих отраслях произошли различные изменения, включая сокращения, переход на четырехдневную рабочую неделю и структурные изменения.
Форматы работы также влияют на распространение "тихого увольнения". Как говорит Романова, удаленка и гибридные формы работы размывают границы между "домом" и "работой", что со временем приводит к смешению контекстов и постоянной связанности с работой. Одновременно удаленный формат делает "тихое увольнение" менее заметным.
Сотрудникам становится проще избегать инициатив, не участвовать в проектах, и это может остаться незамеченным, особенно если показатели эффективности формально соблюдаются. По мнению Романовой, работодатели начинают воспринимать "тихое увольнение" как индикатор состояния корпоративной культуры, предпринимая меры для выявления и предотвращения явления, проводя обзоры уровня вовлеченности, организуя личные встречи и обучая руководителей созданию доверительной среды.
Негативные факторы в коллективе и их влияние на работу
Исследование сервиса Работа.ру выявило, что 40% россиян увольнялись из-за негативной атмосферы в коллективе. Подавляющее большинство респондентов связывают недовольство со сплетнями, низкой квалификацией коллег, работоспособностью и недружественной обстановкой. Как отмечают эксперты, конфликты и напряженность между сотрудниками могут серьезно негативно сказаться на бизнес-результатах компании.
Руководитель по продвижению бренда работодателя и внутренним коммуникациям Работа.ру Татьяна Мощагина рекомендует создавать комфортные условия труда, где каждый сотрудник чувствует себя ценным и уважаемым. Позитивная атмосфера в коллективе способствует повышению мотивации и эффективности работы коллектива, что в свою очередь благоприятно отражается на взаимодействии с партнерами компании.
Эксперты отмечают, что процесс "тихого увольнения" становится все более распространенным и предупреждают компании о необходимости пересмотра стратегий управления персоналом. Будущие HR-стратегии должны учитывать потребность сотрудников в балансе, вовлеченности и мотивации как ключевом факторе для достижения успеха.
В условиях смены ценностей среди молодых поколений компаниям следует использовать новые подходы к управлению персоналом, стремясь создать структуру, которая способствует эффективной работе и избегает конфликтов и напряженности, чем гарантирует рост бизнеса в долгосрочной перспективе.