Трансарктический коридор: ключ к экономическому росту России и рекордные 100 млн тонн грузов в год

Новости
01
Рефинанс

Большой рост грузоперевозок через Российскую Арктику благодаря развитию Трансарктического транспортного коридора

До 109 миллионов тонн товаров ежегодно планируется транспортировать через Российскую Арктику через пять лет в результате развития Трансарктического транспортного коридора (ТТК). Данный маршрут будет пролегать от Санкт-Петербурга через Мурманск и Архангельск до Владивостока, а главной частью его станет Северный морской путь.

Безопасное экономическое развитие в Арктике

Высказывания высокопоставленных чиновников говорят о ключевой роли транспортного коридора в обеспечении стратегической безопасности и экономического роста в регионе. Они отмечают изменение акцентов в международных перевозках, где безопасность становится приоритетом в выборе маршрутов.

Прошлый год подтвердил активность китайских компаний на Северном морском пути, а в 2024 году был запущен новый логистический маршрут между китайскими портами и Архангельском. Улучшилась скорость доставки грузов, что способствует развитию коридора и обеспечению устойчивого потока перевозок.

Специалисты подчеркивают важность комплексного подхода к развитию транспортной инфраструктуры, который требует мобилизации всех ресурсов страны. Только при таком подходе проект по созданию Трансарктического транспортного коридора сможет быть успешным и эффективным.

Выделенные решения

Напомним, фокус на расширении Трансарктического транспортного пути был сделан главой государства во время VI Международного события "Арктика - территория диалога" в марте текущего года в городе Мурманск. После этого президент поручил правительству страны вместе с государственной корпорацией "Росатом" разработать и утвердить финансово-экономическую и организационную структуру формирования ТТК. В ходе этого процесса будут задействованы комиссия Госсовета по направлению "Северный морской путь и Арктика", ОСК, судостроительная компания "Звезда" и интересующиеся грузоперевозчики. Правительство РФ, вместе с РФПИ, создаст Инвестиционный фонд для развития Арктики, а совместно с ВЭБ.РФ - офис для поддержки инфраструктуры ТТК, выполнения инвестиционных проектов и мастер-планов развития ключевых населенных пунктов Арктической зоны РФ. Существует вероятность, что офис может стать основой акционерного общества, а затем корпорации, которую можно будет оценить и вывести на IPO.

"Комплексный проект должен включать не только финансово-экономическую модель ТТК (хотя это центральный элемент и наиболее привлекательный для инвесторов), но также пространственно-экономическую модель развития Арктической зоны РФ," - подмечает Сергей Вахруков. - Я говорю о развитии портов, внутренних водных маршрутов, железнодорожного и автотранспорта. Такую интегрированную транспортную систему, которую требуется создать для продвижения ТТК, необходимо включить в комплексный подход, в согласованный план развития Арктической зоны РФ. Сегодня у нас есть отдельные разделы по разным аспектам развития Арктической зоны, включая транспорт, в различных национальных проектах. Там крайне ограниченные финансовые средства, и они, к несчастью, не связаны между собой. А интегрированный проект позволит объединить все эти возможности и усилия всех участников для достижения совместного существенного результата в интересах прогресса России.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит от банков, фондов и частных инвесторов на выгодных условиях
Получить кредит

Создание комфортных условий для работы в АЗРФ

Эксперты отмечают, что ключевым элементом всего комплексного плана должен быть проект по обеспечению удобных условий жизни для сотрудников в Арктической зоне российского Федерального района.

- В настоящее время время работает в нашу пользу. Исторически жизнь в этой области была связана с большими трудностями, риском для жизни, с героизмом. Современные технологии позволяют людям довольно комфортно жить в высоких широтах, имея доступ ко всем благам цивилизации и связи, - отметил министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. - Арктика становится модной в хорошем смысле. Мы видим большой интерес молодежи к участию в таких проектах.

Среди основных составляющих комплексного проекта Трансарктического транспортного коридора - создание транспортной инфраструктуры в широком смысле (не только портовой и судоходной), учет необходимых преференций, льгот и возможностей для реализации как национальных, так и инвестиционных проектов, а также экологический аспект, направленный на сохранение уникальной природы арктической зоны, влияющей на климат всей планеты. Кроме того, важно учитывать разделы, связанные с развитием судостроения, строительством арктического, дноуглубительного и ледокольного флота, - без этого невозможно обеспечить круглогодичное использование Трансарктического транспортного коридора.

Безопасная навигация в северных морях

- Для перевозки 100 миллионов тонн товаров в год по северным морям обязательно нужна специализированная инфраструктура, - подчеркнул Алексей Чекунков. - Без ледокольного сопровождения, системы мониторинга льдов и специализированных аварийно-спасательных средств ни о какой навигации в Арктике не может быть и речи.

По его мнению, для создания безопасного и эффективного северного маршрута необходимо инвестировать в соответствии с планом развития Севморпути до 2035 года.

- Однако несмотря на важность развития Севера, мы не можем допустить реализацию проектов по СМП любой ценой. Так не работает экономика. Но инвестиционный потенциал здесь огромен. Мы рассчитали стоимость грузов, уже произведенных с затратами, которые предстоит доставить: это около 100 миллиардов долларов дохода ежегодно для России. Итого, за каждое десятилетие - триллион долларов, - привел статистику глава министерства восточного развития. - Для доставки этих грузов и заработка денег мы обязательно проведем инвестиции в развитие Севморпути и наземной инфраструктуры.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602

Разработка Цифровой Платформы

Для ускорения процессов необходимо уменьшить количество бумажной документации до минимума. Это важное требование в связи с конкуренцией на СМП. Быстрое оформление документов открывает возможности для выгодных перевозок через Северный морской путь, стимулируя развитие коридора. Важно также перевести весь документооборот в цифровой формат. Эта задача уже начата с принятием закона о цифровых перевозочных документах, которые станут обязательными в транспортной сфере.

По словам Владимира Панова из Росатома, развитие Арктики и СМП должно базироваться на экономике, а не на политических амбициях. Четыре ключевых аспекта включают добычные проекты, энергетику, логистику и международное сотрудничество.

Прошлый год принес два новых межправительственных формата с Китаем и Индией для развития Северного морского пути. Продолжается работа по разработке технологий для плавания судов при низких температурах и подготовке к расширению международных связей.

Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики, Алексей Чекунков, отметил увеличивающийся интерес молодежи к участию в проектах в Арктике.

Развитие транспортной инфраструктуры в России: приоритеты и вызовы

Андрей Никитин, руководитель транспортного ведомства Российской Федерации, подчеркнул, что ключевым моментом для улучшения транспортной системы страны является обновление Транспортной стратегии. С момента ее утверждения многое изменилось, и необходимо пересмотреть принципы и направления развития сферы транспорта. Новым важным аспектом стала акцентировка внимания на внутренних водных путях, которые ранее не являлись приоритетными, а также концепция Трансарктического транспортного коридора. Следовательно, стратегия должна быть обновлена в соответствии с текущей ситуацией и вызовами, стоящими перед отраслью транспорта и страной в целом. Важным моментом будет также интеграция автономных технологий при создании транспортной системы для Северного морского пути. Это охватывает не только морское судоходство и ледоколы, но и железнодорожные составы и другие способы доставки грузов. Чем больше автоматизированных процессов будет на Полярном круге, тем эффективнее будут приниматься стратегические решения. И заключительным шагом будет создание цифровой транспортно-логистической платформы.

Читайте также
Новости
Путин обсудит развитие ТЭК на Дальнем Востоке во Владивостоке
Президент России Владимир Путин проведет совещание на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, посвященное развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на Дальнем Востоке. В рамках мероприятия также запланированы встречи с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко и вице-премьером Юрием Трутневым.
03 сентября
01
Новости
Бизнес монетизирует мем о 3 сентября: календари, игры и мерч на День Шуфутинского
Маркетологи успешно используют популярный мем про 3 сентября, связанный с песней Шуфутинского, для создания и продажи разнообразных товаров, таких как календари, настольные игры, футболки и ростовые фигуры, демонстрируя, как бизнес может монетизировать культурные феномены.
03 сентября
00
Новости
Кадастровая стоимость жилья в Москве вырастет на четверть в 2026 году: прогноз эксперта
Кадастровая стоимость жилья в Москве в 2026 году может увеличиться на четверть, что приведет к росту налога на имущество, сообщает управляющий партнер Consul Group Сергей Пивоварчик.
03 сентября
01