Трансграничные онлайн-заказы в России выросли на 31%
В первом полугодии 2025 года российские потребители потратили 157 млрд рублей на онлайн-покупки из-за границы, что на 31% больше, чем в прошлом году. Основной движущей силой за ростом рынка являются небольшие заказы, не подпадающие под таможенные пошлины. Покупатели предпочитают делать заказы за рубежом, не различая их с местными продавцами.
Доля трансграничных покупок российских потребителей, совершенных через интернет, с января по июнь, составила 157 млрд рублей, что отмечено в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Этот показатель вырос на 31% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Хотя данная динамика немного уступает общему росту онлайн-торговли, который за полгода увеличился на 36%, достигнув 5,3 трлн рублей, согласно данным АКИТ. В компании CDEK.Shopping сообщили о 8% увеличении объема трансграничных продаж в январе—июне, достигнув 2,3 млрд рублей.
Потребление товаров за рубежом растет преимущественно за счет небольших заказов. Средний чек в январе—июне снизился на 15%, составив 17 тыс. рублей, согласно данным CDEK.Shopping. В Ozon Global отмечают, что основной категорией заказов из-за границы являются бюджетные позиции одежды и обуви, средний чек которых составляет 1 тыс. рублей. 65% таких заказов оформляются жителями малых населенных пунктов, для которых цена является ключевым фактором выбора товара.
С одной стороны, российские онлайн-площадки и логистические компании активно расширяются в регионы Сибири и Дальнего Востока. Срок доставки товаров на Чукотку из Москвы и Китая практически одинаков. Поэтому потребители склонны не различать товары от продавцов из России и азиатских стран. Небольшие заказы из-за границы не облагаются таможенными пошлинами, так как со 1 апреля 2024 года все трансграничные покупки дороже €200 попадают под эту обложку, которая составляет 15% от стоимости товаров, но не менее €2 за каждый килограмм товара.
Трансграничные заказы становятся обыденными для потребителей. Если раньше они предпочитали делать покупки за границей реже, но дороже, то сейчас интернет-шопинг стал нормой, как объясняет Артур Гафаров, руководитель Института развития предпринимательства и экономики. Покупка товаров за границей больше не воспринимается как особенное событие — покупатели не различают происхождение товара, добавляет Екатерина Косарева, управляющий партнер аналитического агентства "ВМТ Консалт".
Хотя 28,9% всех трансграничных заказов в январе—июне приходится на электронику и бытовую технику, согласно АКИТ, средний чек в этой категории остается высоким, составляя 5,2 тыс. рублей. Вторым по популярности являются товары для дома, за которые платят в среднем 1,8 тыс. рублей. Одежда из-за границы обходится в среднем в 3 тыс. рублей, а товары для красоты и здоровья — в 1,1 тыс. рубля.
Трансграничная торговля: акцент на внутреннем рынке
Крупные онлайн-площадки пока аккуратно следят за развитием международной торговли, сосредотачиваясь на национальных операциях. Продукция Ozon Global составляет менее 7% от общего ассортимента Ozon за первые шесть месяцев 2025 года. В компании Wildberries отмечают, что на их платформе присутствуют китайские продавцы, но их доля не превышает 1%. Ставка на внутренний рынок объясняется более высокими темпами роста интернет-торговли внутри страны и значительными объемами оборотов. По данным АКИТ, доля кросс-бордерного сегмента в общих объемах онлайн-продаж в январе-июне составила 2,94%. Годом ранее этот показатель был на уровне 3%.
Артур Гафаров не исключает, что скорость расширения международной торговли может возрасти в случае смягчения западных санкций против России. Екатерина Косарева отмечает, что иностранные товары становятся доступнее для российских потребителей в связи с укреплением рубля с начала текущего года. "Однако в долгосрочной перспективе тренд на уменьшение доли кросс-бордерной торговли сохранится: рынок все больше удовлетворяет спрос через местные предложения и площадки", - отмечает она.