Начало 2025 года: пересмотр рынка грузоперевозок
Вызовы и тренды в логистике и перевозках
Перед транспортными компаниями из стран ЕАЭС стоит задача обеспечить каботажные перевозки в России. Это создаст конкуренцию, которая может негативно сказаться на малых бизнесах и индивидуальных предпринимателях, занятых на 90 процентов рынка. В отличие от крупных перевозчиков, у них нет преимущества масштаба и возможности сократить расходы. Они сталкиваются с более высокими издержками на топливо, шины, запчасти и обслуживание. Более того, тарифы на автоперевозки снизились на 20 процентов в год, а по некоторым направлениям - даже на 35 процентов, причем лишь за первые месяцы 2025 года.
Многие небольшие компании столкнулись с отсутствием прибыли и готовы даже работать в убыток. Необходимо идти вперед, платить за аренду оборудования или закрывать свой бизнес.
Уменьшение числа перевозчиков может привести к дефициту на рынке, нарушив баланс. Последствия снижения ставок и оттока участников могут привести к нехватке транспортных ресурсов в отрасли к концу года.
Остановка роста экономики Китая является вызовом для международной логистики. Прогноз по ВВП снижен с 5,5 до 4,5 процента к концу 2025 года из-за ослабления глобального спроса и тарифного давления со стороны США. Это приведет к падению экспортных поставок на 8-12 процентов, вынуждая компании пересматривать свои маршруты и адаптироваться к новым реалиям. Несмотря на негативные аспекты, торговое давление может способствовать развитию товарооборота между Китаем и Россией.
В логистике наблюдается тенденция к уменьшению фиксации ставок. Ранее цены на перевозки закреплялись на долгосрочный период, теперь это происходит чаще на месяц. Заказчики пользуются преимуществом выбора перевозчиков и заключения контрактов по фиксированным ценам. Они также отдают предпочтение проверенным подрядчикам под конкурентным биржевым процессом, а не по фиксированным контрактам.
Расширение базы перевозчиков и диверсификация становятся ключевыми трендами. Старая модель работы с небольшим числом крупных подрядчиков уступает место более гибкой системе. Крупные грузовладельцы активно развивают свою базу перевозчиков, уходя от зависимости от отдельных партнеров. Технологии и автоматизация делают процесс взаимодействия более эффективным, что пользуется малым и средним перевозчикам, позволяя им работать напрямую с крупными компаниями.
Цифровизация логистики сфокусирована на системах управления перевозками, а не только на складских процессах. Грузовладельцы все чаще обращаются к транспортным биржам для поиска партнеров на спотовом рынке. Цифровизация позволяет снизить трудозатраты, оптимизировать расходы и управлять рисками.
Цифровизация в сфере грузоперевозок
Тем не менее автотранспортные грузоперевозки остаются одной из наиболее консервативных отраслей. По последним данным, доля онлайн-проникновения составляет всего 3,6 процента. Тем не менее, соответствующий прогноз предсказывает, что онлайн-сегмент будет увеличиваться год от года на треть при среднем темпе роста на рынке грузоперевозок на уровне 7,5 процента.
Перевозчики и экспедиторы пока еще сопротивляются цифровизации, однако к 2025 году большинство приходят к пониманию необходимости ее внедрения. Те, кто приспосабливается уже сейчас, получают стратегическое преимущество. В текущем контексте рынка через пять - семь лет умение работать в цифровой сфере станет обязательным условием.Некоторые участники отрасли делают цифровизацию основой своей стратегии. У одной из таких экспедиционных компаний среднегодовой темп роста EBITDA достигает 97 процентов с 2021 по 2023 год. Для маленькой компании такие показатели могли бы быть понятными. Но в данном случае идет речь о бизнесе с выручкой свыше 50 миллиардов рублей и миллиардной EBITDA. То есть эффективность данного подхода видна на широком масштабе.