Адаптация новичков в промышленности
Большинство российских производств тратят значительные средства на введение новых сотрудников, однако только четверть из них может удержать этих сотрудников на протяжении года. Об этом свидетельствуют данные исследования компании «Поток», проведенного среди 102 промышленных предприятий. Большое количество компаний (43%) несут ответственность за адаптацию новичков неоднозначно, что может сказываться на эффективности таких программ.
Опрос также показал, что лишь треть промышленных компаний в России способна сохранить половину новых работников, которым они приглашают. Основная часть опрашиваемых представляли собой специалистов по кадрам (81%), руководителей отделов (12%), топ-менеджеров (5%) и владельцев компаний (2%).
Согласно исследованию, в 75% российских промышленных предприятий существуют программы адаптации новых работников. Тем не менее, четверть из них не обладают системными программами адаптации, хотя 18% планируют их внедрить в ближайшее время. Подавляющее большинство компаний (71%) считает, что успешная адаптация новичка зависит от его наставника, а также от наличия четкого плана и использования дополнительных практик, таких как welcome-боксы и программы пребординга.
Ключевыми проблемами, с которыми сталкиваются компании при адаптации новых работников, являются нехватка времени на работу с ними со стороны наставников и руководства (60%), а также проблемы в коммуникации (45%) и технологические сложности (29%). Это может приводить к оттоку новых сотрудников из-за несоответствия ожиданий, недостаточной компетентности или несоответствия корпоративной культуре.
Следует отметить, что только у четверти заводов (24%) удается успешно удержать всех новых сотрудников на протяжении года. При этом 27% компаний удерживают около половины сотрудников (50–80%), а у 5% не проходят испытательный срок менее 10% новичков. Основными причинами ухода сотрудников считаются несоответствие ожиданиям, неспособность справиться с объемом работы и нехватка компетенции, а также несоответствие корпоративной культуре.
Забота о новичках в предприятиях
Несмотря на подобные результаты онбординга, значительная часть компаний (43%) несет ответственность за адаптацию новых сотрудников. Для 41% участников исследования это считается "общим делом" - от наставника и руководителя до HR и самого новичка. 23% участников отмечают ключевую роль руководителя, в то время как 15% считают, что это задача HR, а 11% считают наставника ключевым.
Учитывая уменьшение численности молодых работников на 1,3 миллиона за последние два года, конкуренция между компаниями за их привлечение и удержание будет только нарастать, отмечает Мария Алексеева, ответственная за развитие персонала и бренда работодателя в компании "Сибур". Поэтому ведущие компании уже начинают борьбу за молодых специалистов, привлекая их еще на стадии обучения в школах и вузах, предоставляя возможность заранее познакомиться с производством и ценностями будущего работодателя, добавляет Станислав Сугак, руководитель Центра по развитию бренда работодателя и человеческого капитала.