Новые правила выдачи наличных через банкоматы
С 1 сентября Банк России устанавливает свежие нормы получения наличных через банкоматы. При выявлении любого из девяти показателей мошенничества банк обязан уведомить клиента и ограничить выдачу наличных до 50 тыс. рублей в сутки в течение 48 часов. Большую сумму можно будет снять только в отделении.
Список критериев:
- Необычное поведение клиента при снятии наличных (непривычное время суток, нетипичная сумма или расположение банкомата, аномальная частота запросов на выдачу).
- Длительное ожидание ответа банкомата на запрос.
- Запрос на выдачу средств нестандартным способом, например, через QR-код.
- Снятие наличных в течение 24 часов после получения кредита или увеличения лимита на выдачу, перевода между счетами в разных банках более чем на 200 тыс. рублей, досрочного расторжения договора вклада на сумму более 200 тыс. рублей.
- Получение сведений о рисках операции без согласия клиента от оператора услуг платежной инфраструктуры.
- Информация о нехарактерных звонках или сообщениях за последние шесть часов до операции, увеличение количества сообщений от различных источников.
- Обнаружение вредоносного ПО на устройстве клиента, изменения параметров сессии дистанционного банковского обслуживания, смены номера телефона в личном кабинете банка или в «Госуслугах», а также изменения идентификаторов устройства.
- Пять и более неудачных попыток снятия наличных в день.
- Наличие данных клиента или его карты в официальной госсистеме по борьбе с киберпреступностью.
Специалисты одобряют данную меру, однако указывают на возможные ложные тревоги. «Среди критериев есть “нетипичное поведение для клиента”, которое может возникать и при законных операциях»,— подчеркивает аналитик Алексей Козлов. Это может вызвать затруднения в ситуациях экстренной необходимости, например, после получения кредита. Юристы призывают к созданию механизмов быстрого оспаривания блокировок и компенсации вреда. На данный момент такие споры решаются только через суд, что ставит дополнительные препятствия перед клиентами.