Центробанк поддержал банки в споре с маркетплейсами
Руководитель Центробанка выразила недовольство ситуацией, когда интернет-площадки предоставляют скидки покупателям через свои дочерние финансовые учреждения. Она отнесла такие действия к недобросовестной практике и обратилась к главе Минэкономики с предложением запретить банкам продавать свои продукты на собственных платформах. Представители маркетплейсов, в свою очередь, утверждают, что банки стремятся сократить конкуренцию.
Центробанк направил письмо главе Минэкономики, в котором предлагается регулировать деятельность онлайн-платформ в России. Предложения включают запрет устанавливать различные цены в зависимости от формы оплаты и включение Федеральной антимонопольной службы в контроль этого процесса.
- Глава ЦБ также требует запретить продажу продуктов дочерних банков на маркетплейсах, так как, по ее мнению, это создает неправомерные преимущества.
В Минэкономики считают, что привлечение дополнительного контроля к ценам товаров на платформах можно рассматривать комплексно. Однако Центробанк и ФАС пока не комментировали данное предложение.
Недовольство банковских учреждений скидочными практиками маркетплейсов привело к публичному столкновению 18 ноября. Глава "Сбера" сообщил о том, что онлайн-платформы уклоняются от уплаты налогов в размере 1,5 трлн рублей из-за системы скидок. Эльвира Набиуллина в то же время предупредила о возможном запрете на наличие дочерних банков у маркетплейсов. По ее словам, на таких площадках можно купить товары дешевле за счет банков, что создает неравные условия для других участников финансового рынка.
Представитель одного банка отметил, что общественность беспокоится о стремительном росте банков "Wildberries" и "Ozon", который может привести к системному кредитному риску.
Банки начали обсуждать вопрос инвестиций маркетплейсов в цену товаров. Они отметили, что это может негативно сказаться на розничной торговле и других каналах продаж. Несколько банков выступили за скидки на маркетплейсах, но при этом заявили, что привязка к определенным платежным инструментам ограничивает выбор покупателей и может их ввести в заблуждение.
Конкуренция маркетплейсов и банков: точки зрения участников
«Во многих странах маркетплейсам по закону запрещено иметь свои банки, но, к счастью для коллег, наш регулятор пока этого не требует, и мы его предложения поддерживаем»,— заявил главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский.
В Wildberries ожидаемо считают избыточными предложения Центробанка. Желание добиться «открытости» со стороны банков выглядит особенно двусмысленно с учетом их полностью закрытых экосистем, где оплата услуг возможна только картами этого же банка, добавляет президент Ассоциации компаний интернет-торговли (объединяет Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и другие) Артем Соколов. «Банки очень давно запустили программы лояльности, включающие скидки и кешбэк, используя аналогичные методики, и ни у кого нет вопросов к ним»,— отмечает партнер юрфирмы «Косенков & Суворов» Денис Косенков. Если распространять эту идею на всех игроков финансового рынка, то и баллы «СберСпасибо» не должны начисляться и списываться при оплате сервисов «Сбера» или товаров «Мегамаркета» (входит в Сбербанк), указывают в Ozon.
«При честной конкуренции правила должны быть едиными для всех. Нельзя сначала дать бизнесу зеленый свет на развитие, а затем менять правила игры только для одной группы игроков, сохраняя привилегии для другой»,— отмечает Артем Соколов. Крупные банки столкнулись с потерей части клиентов, перешедших в банки маркетплейсов, говорит управляющий директор «Эксперт РА» Юрий Беликов.
Привыкнув к незыблемости своих позиций, «крупнейшие банки жалуются на проявления конкуренции, что как минимум странно в рыночной конкурентной экономике», недоумевает господин Беликов.
Тем не менее им удастся добиться принятия предложенных мер, по крайней мере в модифицированном виде, полагает юрист White Stone Степан Белоусов. Но регулирование не должно быть направлено на поддержку конкурентных позиций крупнейших банков, если они теряют их по объективным причинам — из-за более высоких тарифов, более слабых программ лояльности и худшей интеграции с сервисами, подчеркивает Юрий Беликов.

