Центробанк и владельцы заблокированных счетов: спор в суде
Центробанку придется разбираться с владельцами недоступных счетов в суде. Специалисты отмечают увеличение случаев блокировок после переводов через криптообменники. Однако клиенты банков категорически не согласны с действиями регулятора. Об одной из таких историй стало известно “Ъ FM”.
Предприниматель по имени Георгий использовал облачные криптокошельки Exodus и Trust Wallet для проведения транзакций. Внезапно он столкнулся с блокировкой всех операций и планирует подать иск против Центробанка, рассказал источник “Ъ FM”: «Мне нужно было обменять около 500 тыс. руб. с Ethereum на рубли. Было три небольшие суммы, по 20-30 тыс. руб. и одна крупная — 400 тыс. руб. Все прошло хорошо, но в середине июля представитель банка позвонил мне и потребовал вернуть деньги из-за жалобы держателя карты».
В ответ на вопрос о причинах возврата, представитель банка упомянул подозрения в использовании услуг peer-to-peer обмена и возможном мошенничестве. Несмотря на требования вернуть средства, Георгий настоял на обмене обратно в криптовалюту. Это привело к включению его в список блокированных клиентов. Теперь ему не доступны деньги на карте и оплата услуг. После обращения в Центробанк с просьбой об исключении из списка, был получен ответ, что банк сообщил о нарушении. Однако в МВД заявили, что не располагают информацией».
В условиях отсутствия официального статуса криптовалюты как средства платежа, p2p-обмен становится основным способом конвертации средств через российские банковские карты. Согласно данным Центробанка, объем операций россиян с цифровыми активами увеличился на полтора раза за последние полгода, перевалив за 7 трлн руб. Повышенный риск мошенничества связан с этим. В случае Георгия длительный процесс обмена через криптообменник стал предупреждением, высказывает адвокатон по финансовому праву Наталья Голоскова: «Это распространенная схема, известная как треугольник. Продавец состоит из трех партнеров, когда деньги Георгия хранятся на криптокошельке, после чего он выбирает обменник и передает криптовалюту на кошелек гаранта».
Замедленная транзакция, длительностью приблизительно шесть часов, является подозрительной. Обычно сделки совершаются моментально. Задержка происходит, когда обменник ищет жертву. Например, люди находятся вне России, у них есть рубли, но им нужны доллары. Они находят обменник, обещающий обмен долларов взамен на рубли. Они переводят рубли, но не получают доллары. В этой ситуации жертвы имеют лишь данные получателя, куда были отправлены деньги, и обращаются в банк. И хотя некоторые отправители могут быть замешаны в мошенничестве, это лишь 20% случаев. Основная проблема заключается в том, что сначала вас считают виновным, а потом уже придется доказывать правоту».
Попадание в базу Центробанка из-за мошеннических операций влечет за собой ограничение переводов между физическими лицами, до 100 тыс. руб. в месяц. Превышение этого лимита потребует личного обращения в банк с паспортом. Если данные такого человека попадают в базу МВД, банки запрещены открывать счета и проводить операции. По отзывам эксперта по борьбе с мошенничеством Александра Федосеева, прецедентов снятия этих ограничений сейчас нет: «В соответствии с федеральным законом 161, если операция проводится без согласия клиента, банк не может проверять его заявление».
Оспаривание блокировки счетов и предложение Сбербанка по криптовалютам
Заказчик утверждает, что не согласен с проведенной операцией, и банк обязан сообщить об этом регулятору. Необходимо провести проверку и расследование, чтобы выяснить, был ли человек обманут мошенниками, поскольку банку запрещено действовать иначе.
Каким образом можно оспорить блокировку счетов? Первым шагом является обращение в Центральный банк через онлайн-приемную, однако регулятор запрашивает информацию у тех банков, которые сообщили о спорной операции. Если у коммерческой финансовой организации имеется обращение от клиента, который не согласен с проведенной операцией, то причин, почему Центральному банку стоит доверять, что человек был действительно обманут, просто не существует.
Далее следующим шагом, естественно, становится обращение в суд. Человек, подавший иск, также должен предоставить свои доказательства того, что операция была проведена без его согласия. Я не в курсе случаев исключения клиентов из базы Центрального банка. У регулятора больше вероятности вернуть деньги клиентам банков, которые заявили, что они не согласны с данными операциями. В таком случае банк информирует регулятора о том, что тот клиент может быть исключен из базы, и его данные можно удалить».
В июле Сбербанк предложил Банку России и Совету федерации создать инфраструктуру для хранения и управления криптовалютой. По задумке, банк-кастодиан будет отвечать за безопасность криптоактивов, включая случаи взлома и утери. Проверка личности клиентов будет проходить через «Госуслуги» с проверкой их статуса.
Все финансовые операции будут подвергаться казначейскому учету, финансовому мониторингу и скорингу. При этом все транзакции будут автоматически проходить трехуровневую проверку на риски.