Дизтопливо: восстановление цен и профицит на рынке
Курсы дизельного топлива постепенно растут после падения в середине месяца. С 21 мая стоимость возросла на 0,7%, однако остается ниже пиков начала апреля. Эксперты указывают на избыток дизтоплива внутри страны из-за уменьшения экспорта и ухудшения экономики продаж этого нефтепродукта.
На Петербургской бирже цены на дизтопливо начали умеренный рост после снижения в середине мая. С 21 по 26 мая котировки на летнее дизельное топливо поднялись примерно на 0,7%, достигнув отметки в 59,8 тыс. рублей за тонну. Это приблизительно соответствует уровню начала мая, но ниже максимумов текущего года в 62,34 тыс. рублей, установленных в апреле. В результате торгов в понедельник цены повысились на 0,16%.
На рынке дизельного топлива продолжается избыток. По прогнозам Минэнерго, объем производства к концу года может превысить 81,6 млн тонн, при этом внутренний спрос остается на уровне примерно 25 млн тонн. Ведомство сообщило, что к концу февраля запасы дизеля составляли 3,3 млн тонн. При этом в ФАС отметили, что при низком росте цен (примерно на 0,5% годовых) нет причин для введения ограничений на экспорт дизтоплива.
Максим Дьяченко, управляющий партнер компании «Пролеум», отмечает, что разрыв между биржевыми и оптовыми ценами на дизтопливо почти исчез, а в ряде случаев стал даже отрицательным. По его мнению, рынок впервые столкнулся с такой ситуацией — количество дизельного топлива на рынке настолько велико, что его выгодно реализовать становится сложно. Господин Дьяченко считает, что причиной избытка стало ухудшение внешнеэкономической ситуации. Давление на экспорт оказывают санкции, слабый мировой спрос и укрепление российского рубля.
В апреле экспорт газойля и дизельного топлива из России снизился до 825 тыс. баррелей в сутки, что стало минимумом за последние четыре месяца и ниже уровня марта на 53 тыс. баррелей. Главной причиной сокращения аналитики называют начало сезона ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах. По данным S&P Global, в апреле из-за ремонтов было выведено около 800 тыс. б/с производственных мощностей. Дополнительное давление на экспорт оказала мировая ситуация. В частности, поставки в Бразилию сократились: российское дизтопливо оказалось менее конкурентоспособным по сравнению с американским, премия к которому в апреле составила $1,84 за баррель против $3,17 месяцем ранее.
В инвестиционной компании БКС отмечают, что премии для мировых цен на светлые нефтепродукты за последние два года снижаются, в том числе из-за умеренного уменьшения темпов роста потребления жидких углеводородов. Аналитики напоминают, что премия на АИ-92 увеличилась на 60%, а на дизтопливо — в четыре раза по частично из-за опасений сокращения поставок нефтепродукции из России. В БКС поясняют, что цены на реализацию нефтепродуктов для экспорта соответствуют тренду на рынке нефти: сначала повышаются дисконты после анонсирования санкций, а затем постепенно корректируются с учетом изменения поставочных цепочек.
Эксперты о рынке топлива
По утверждению Максима Дьяченко, внутренний рынок топлива сегодня становится важным для компаний. Он подчеркивает, что обсуждаемые ограничения на экспорт топлива были бы ошибкой и, наоборот, важно поддерживать поставки за границу, особенно со стороны гибких малых и средних участников, способных находить нестандартные логистические решения.
Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов также считает, что нет никаких причин для запрета на экспорт. Он напоминает, что топливо производится в России с избытком: спрос внутри страны составляет примерно половину от выпуска. При таком различии, утверждает эксперт, ограничения на вывоз могут привести к остановке некоторых мощностей. Господин Фролов считает, что рынок стабилен, и риски ухудшения ситуации в ближайшем будущем не предвидится. В рознице, по его мнению, цены могут повышаться незначительно выше уровня инфляции, поскольку зимнее увеличение налогов еще не полностью скомпенсировано.
Экспорт бензина из России ограничен до 31 августа, за исключением производителей, которые производят более 1 миллиона тонн бензина в год. Как утверждали источники и подтверждал вице-премьер Александр Новак, ограничения могут быть продлены на сентябрь и октябрь. Некоторые участники рынка считают, что запрет следует сохранить на постоянной основе. По их мнению, он предотвращает вывоз топлива за границу, цена на которое внутри страны частично компенсируется за счет демпфера (см. от 14 мая).