Снижение Стоимости Железнодорожных Перевозок Зерна
Увеличение предложения хопперов-зерновозов, небольшая экспортная квота на зерно и сезонный аспект привели к уменьшению цены железнодорожных перевозок зерна на 15–25% с учетом уменьшения цен на аренду вагонов на 40%. По мнению специалистов, можно временно отставить около 15% зерновозов, перевести их на смежный рынок строительных материалов или предложить поставщикам зерна из соседних стран с российским стандартом колеи.
Из-за резкого понижения тарифов на предоставление хопперов-зерновозов цена железнодорожной перевозки зерна на экспорт во втором квартале снизилась на 15–25% по сравнению с началом года в зависимости от направления, подсчитали в Центре ценовых индексов (ЦЦИ). «Резкое сокращение экспортной квоты, а также падение урожая зимней пшеницы в 2025 году стали дополнительными причинами уменьшения спроса на вагоны,— отметили аналитики.— Избыток зерновозов заставил операторов значительно снизить ставки за их услуги для перевозки пшеницы». По данным ЦЦИ, ставка привлечения зерновозов опустилась до 40%, в то время как железнодорожный тариф остался без изменений.
Погрузка зерна на сети ОАО РЖД за первые три месяца упала на 30,8%, до 5,7 миллионов тонн. Основной спад пришелся на экспорт: в ОАО РЖД заметили увеличение внутрироссийских перевозок зерна с января по март на 18,4%.
В компаниях, владеющих зерновозами, отказались от комментариев. Ставки на аренду зерновозов при заключении спотовых сделок в январе—феврале, снизились на 30–40% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. «Падение спотовых тарифов на аренду в начале года — обычная ситуация, связанная с сезонностью перевозок: в январе-феврале основная часть урожая уже вывезена, экспортная активность снижается,— объясняет источник.— В этом году к ситуации добавилось низкое количество временных запасов — к концу января они составляли около 23 миллионов тонн, что на 27% меньше, чем годом ранее».
Дополнительное давление на рынок аренды оказал рост предложения парка. Если к концу 2023 года на сети было немного более 64 тысяч хопперов, то к концу 2024 года — уже почти 79,5 тысячи, что составило прирост в 24%. За 2024 год построено и приобретено около 15,6 тысяч зерновозов — это абсолютный рекорд. «При избытке предложения даже малейшие изменения в урожае зерна и объемах загрузки оказывают значительное влияние на тарифы аренды»,— говорит собеседник. По данным Объединения вагоностроителей, в январе—марте произведено 1,13 тысяч хопперов, что на 67% меньше, чем годом ранее. По мнению ЦЦИ, производство зерновозов должно снизиться значительно во втором квартале.
В ОАО РЖД сообщили о том, что примерно треть зерновозов из общего парка в 79 тысяч единиц на данный момент излишняя, если ориентироваться на предъявленный спрос на перевозку. Тенденцию в загрузке зерна будут формировать объемы нового урожая, а также ситуация на зерновом рынке, подчеркнули в компании. «По мере снижения загрузки ОАО РЖД рекомендует владельцам вагонов выводить свободные поезда на маршруты общего пользования для увеличения проходимости главных магистралей»,— заявили в компании.
Зерновые экспорты: ситуация и анализ
На сегодняшний день запасы зерновозов способны удовлетворить потребности России в полномасштабном экспорте при высоких урожаях, по словам руководителя компании "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова. На пике в декабре 2024 года использовалось 70,1 тыс. отечественных вагонов и 2,3 тыс. из-за границы, сообщает он. Уменьшение экспортной квоты до 10,6 млн тонн с 15 февраля по 30 июня привело к образованию профицита, который в феврале составил 18 тыс. единиц, а в марте, вероятно, еще больше. Однако в сегменте полувагонов профицит является системным, в то время как здесь он сезонный и присутствует до мая-июня, по словам аналитика.
По мнению г-на Бурмистрова владельцы вагонов в текущей ситуации могут выставить часть парка на временное хранение на несколько месяцев, сосредоточиться на перевозках цемента и других строительных материалов или попробовать отправить вагоны за границу. По его оценке, на временное хранение могут понадобиться около 10–12 тыс. зерновозов, что составляет 15% парка. При этом он утверждает, что профицит дает возможность грузоотправителям получить лучшую цену: в настоящее время стоимость аренды зерновозов на рейс не превышает 4,5 тыс. рублей за вагон в сутки (против 6,5 тыс. в декабре), фактическая рентабельность операций с учетом провалов в марте не превышает 3–3,5 тыс. рублей, а в апреле—мае может составить 2,5–3 тыс. рублей. Это может замедлить переход перевозок зерна на автомобильный транспорт, по словам Михаила Бурмистрова.