Повышенные цены на премиальные сорта мяса
Поставщики увеличили стоимость высококлассной мясной продукции. Сырье для ресторанов подорожало примерно на треть с начала текущего года, утверждают представители заведений "Pro.Хинкали" от Novikov и сети "Мясо и Рыба". Главы компаний сообщают, что приходится частично распределять дополнительные издержки по всем позициям в меню. На кухни поставляются отрубы весом около 4,5 килограмма, их цена варьируется от 16 до 22 тысяч рублей в зависимости от степени мраморности мяса. 400-граммовый стейк рибай из мраморной говядины примерно находится в диапазоне 3,5-4 тысяч рублей. Премиальная часть туши быков абердин-ангусской породы составляет лишь 10%. Производители заявляют, что приблизительно 30 килограммов стейков можно получить из 650-килограммового животного.
Фермерам и переработчикам сложно сохранять рентабельность в текущих экономических условиях, однако глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин считает, что повышение отпускных цен на треть не обсуждается: "Элитные рестораны, где подают дорогую говядину, увеличили цены на 5-15%. Сегодняшний спрос превышает предложение, поскольку ранее мы активно увеличивали поголовье мясного скота и производство мраморной говядины, а сейчас происходит насыщение рынка.
Инвесторы не могут расширить производство по той причине, что оборотные кредиты для производителей высококлассного скота имеют процентную ставку от 25% до 28%, что делает дальнейшее развитие невозможным. От момента старта деятельности до получения первой прибыли проходит три года, с ростом расходов, в первую очередь цен на корма, которые за последние полгода выросли в среднем на 40%. Кроме того, значительно возросли зарплаты сотрудников: на 25% за последний год и на примерно 10% в текущем году. Обсуждается и проблема логистики, а также другие аспекты."
По данным "Агроэкспорта", в 2024 году объем экспорта говядины из России увеличился на 16% по сравнению с предыдущим годом, составив более $230 миллионов. Специалисты отмечают, что отечественные производители продают премиальное мясо в 116 стран мира, включая Казахстан, Узбекистан, ОАЭ, Катар и Китай. Рост спроса на деликатесные продукты влияет на стоимость всех изысканных блюд, утверждает глава компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев: "Наблюдается явное превышение спроса на обеспеченный платежеспособный спрос над предложением. Рост спроса приводит к уменьшению доли премиальных частей на 5-10% их ухода на экспорт.
Продукция таких производителей, как "Мираторг", пользуется большой популярностью за рубежом. Однако цены на их товары иногда выше цен конкурентов из других стран, таких как Австралия, Новая Зеландия и Бразилия. Неравенство между спросом и предложением приводит к увеличению цен. Это характерно для общего тренда удорожания высококачественной мясной продукции. Растет спрос на высокомаржинальные и дорогие продукты: вяленые колбасы, деликатесы, копчености. То же самое происходит с бараниной, цены на которую увеличились примерно на 30% за прошлый год. Это влияет на рынки более популярных видов мяса, например, индейки. Таким образом, растущий спрос приводит к общему удорожанию мясной продукции."
За последнее десятилетие потребление премиального говядине выросло в 12 раз, с 3,5 тыс. тонн до более чем 40 тыс. тонн в год, по данным Национальной мясной ассоциации. Несмотря на это, данный сегмент составляет всего лишь 2% от общего объема потребления говядины в стране.