Низкий спрос в Китае снижает цены на российский уголь
Цены на российский энергетический уголь на азиатских рынках в начале декабря оказались под давлением низкого спроса, несмотря на начало зимнего сезона. Предприятия в КНР накопили достаточные запасы и запрашивают перенос поставок. Оживления рынка в первом квартале пока не ожидается из-за замедления промышленной активности, что может привести к большему снижению цен.
Ожидаемый подъем спроса на уголь в Китае в рамках зимнего отопительного сезона не наступил, говорится в обзоре NEFT Research. По данным аналитиков, коммунальные предприятия, располагая значительными запасами, перешли к выжидательной позиции: новые тендеры либо не объявляются, либо поступают запросы на перенос сроков поставки уже законтрактованных партий.
Стоимость российского энергетического угля калорийностью 5500 ккал на 1 кг с учетом стоимости поставки в Южный Китай за первую неделю декабря снизилась на 2,5%, до $95,9 за тонну (CFR). Котировки в дальневосточных портах упали на 2,7%, до $80,3 за тонну (FOB).
В первом квартале 2026 года восстановления активности на рынке не ожидается. Партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов говорит, что потребители в Китае преимущественно сфокусированы на выполнении долгосрочных контрактов, многие секторы сократили потребление в связи с замедлением промышленной активности, что привело к росту запасов на ТЭС, а также в северных портах. Так, в девяти крупнейших портах КНР запасы угля к 26 ноября увеличились на 1,1 млн тонн, до 27,3 млн тонн. Запасы на шести прибрежных ТЭС выросли на 0,19 млн тонн, до 14,4 млн тонн, потребление упало на 13 тыс. тонн, до 780–793 тыс. тонн в день, рассказывает Александр Котов. По оценке NEFT Research, разворот тренда возможен лишь при условии постепенного вывода из эксплуатации нерентабельных угольных активов и сокращения избыточных мощностей. В противном случае снижение цен останется базовым сценарием на среднесрочную перспективу.
Главный аналитик центра инвестиционной аналитики СК «Росгосстрах Жизнь» Михаил Шульгин добавляет, что индийские электростанции, по данным iEnergy Natural Resources, в начале декабря также сформировали достаточные запасы угля, поскольку внутренняя добыча остается высокой, а темпы роста спроса на электроэнергию замедлились. Согласно NEFT Research, российский энергетический уголь с учетом стоимости поставки в Западную Индию подешевел на 4,6% за первую неделю декабря, до $102,2 за тонну (CFR).
Глобальная рецессия набирает обороты, даже в Китае фиксируется замедление роста и в Индии необходимой динамики цен не наблюдается, констатирует управляющий фондом «Индустриальный код» Максим Шапошников. «Дополнительный всплеск спроса в Индонезии, вызванный сезонными дождями, уже исчерпан с улучшением погоды. Надежды на сезонные осадки в Австралии пока не оправдываются, хотя они возможны в январе—феврале. В этом случае можно было бы ожидать дефицита и роста цен, но строить на этом прогноз пока преждевременно»,— продолжает аналитик. Но, добавляет Максим Шапошников, текущие цены и так довольно низки и дальнейшая сильная коррекция может привести к закрытию предприятий и будущему дефициту. Потому в первом квартале 2026 года он ожидает умеренного снижения котировок на 2–3% от декабрьских максимумов.
Восстановление спроса на уголь и его конкурентоспособность в 2026 году
Признаком начала восстановления должно стать совокупление различных факторов: уменьшение запасов угля у потребителей до минимального уровня, приход холодов, возможно, в январе— феврале 2026 года, повышение цен на газ, что придаст привлекательность углю, рассказывает Олег Абелев из компании «Риком-Траст». Михаил Шульгин считает, что оживление спроса можно ожидать в начале весны 2026 года, когда начнется подготовка к сезону кондиционирования. Если зимой в Азии будет наблюдаться экстремально холодная погода для этого региона, запасы будут быстрее истощаться, и спрос восстановится раньше, добавляет он.
Эксперты утверждают, что шансы на значительное сокращение поставок с азиатских рынков отсутствуют у российских производителей угля. По мнению Олега Абелева, снижение спроса в Азии оказывает негативное воздействие на мировые цены в портах Индонезии, Австралии, что делает австралийский уголь более привлекательным для европейских покупателей, вытесняя с рынка более дорогие поставки из Америки. Это приводит к усилению конкуренции среди поставщиков, которые теперь стараются активно искать новые рынки.

