Энергетический уголь: снижение спроса и проблемы производства
Избыточные запасы на складах и неблагоприятная для энергетического угля погода привели к снижению спроса на твердое топливо на азиатских рынках. Стоимость российских и мировых марок в регионе оказалась на годовом минимуме. На фоне экстремально низких цен многие страны-производители объявили о сокращении производства, что может сбалансировать рынок.
Достаточные запасы угля у ведущих импортеров в сочетании со снижением внутренних цен в Китае продолжают оказывать давление на котировки в регионе, говорится в отчете NEFT Research. В Индии, указывают аналитики, большинство потребителей по-прежнему отдают предпочтение местному углю, и российские поставщики испытывали трудности с реализацией. В результате цены на российские угли на азиатских рынках на конец апреля оказались на годовых минимумах, упав до $64,6 за тонну на условиях FOB Восточный. Это на 18,1% ниже уровней начала года и на 24,5% меньше, чем годом ранее. Годовые минимумы фиксируются и на глобальном рынке: в зависимости от порта в Азии энергетические угли жирностью 5500–6000 ккал стоили $70,6–93 за тонну.
На этом фоне нетбэки российских угольщиков также показывают антирекорды, следует из материалов NEFT Research.
Если доходность экспорта коксующихся углей была немного поддержана авариями на угольных предприятиях Австралии (см. от 21 апреля), то отгрузки энергетических марок в восточном направлении приносят российским угольщикам почти 500 руб. убытка с тонны. Это максимальный убыток за период наблюдения, указывают в NEFT Research.
В ближайшей перспективе роста цен и спроса на восточных рынках на энергетические угли ожидать не стоит, полагают эксперты. Партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов говорит, что восстановлению спроса и цен на уголь могут способствовать лишь экстремальные погодные явления, такие как аномальная жара или засуха (в таких условиях выработка электроэнергии на азиатских ГЭС сокращается и растет спрос на угольную генерацию). В частности, отмечает аналитик, ближе к лету покупатели в Индии приступают к традиционному пополнению запасов энергетического угля, что связано с предстоящим сезоном муссонных дождей. Но пока все предприятия, у кого высокая себестоимость производства, работают в убыток, указывает эксперт.
Для российских производителей энергетических углей, по его словам, ситуация усугубилась и переходом на инновационные вагоны, из-за чего вагонная составляющая в затратах на логистику сильно выросла. Со второго квартала экспортные перевозки угля из Кузбасса на восток в рамках соглашения с ОАО РЖД должны выполняться в инновационных полувагонах (75 тонн) вместо типовых (69 тонн). Но, отмечает господин Котов, для более дешевых энергетических углей рост затрат не был нивелирован ростом эффективности погрузки, как это случилось для более дорогих коксующихся марок.
Эксперт прогнозирует стабильные цены на уголь в 2025 году.
Прогнозируется, что угольщики будут действовать в убыток, дальнейшие просадки неизбежны, но возможны изменения в общей ситуации. Сокращение добычи увеличит цены и улучшит рентабельность производства.
Экспортные ограничения и санкции не препятствуют российским компаниям в угледобыче, благодаря конкурентным преимуществам. Возможное увеличение спроса на уголь в Европе и сокращение его поставок в Азию улучшат ситуацию на рынке.