Цифровая трансформация в ФАС: ключевые направления развития
Развитие Федеральной антимонопольной службы (ФАС) все более связано с информатизацией — этот вопрос стал основным на коллегии службы, в которой приняли участие высокопоставленные чиновники. С целью эффективного управления экономикой государство нуждается в оперативных ценовых данных, поэтому ФАС получило поручение расширить ассортимент товаров для мониторинга цен и продвигать развитие ГИС «Антикартель» для автоматизированной идентификации сговоров на торгах: в правительстве сочли здоровую конкуренцию важным условием для развития рынков.
Без цифровизации основных сфер деятельности ФАС невозможно своевременное и корректное принятие решений. Эта тема стала ключевой на расширенном собрании коллегии ФАС в апреле. После того, как управление ФАС было передано двум вице-премьерам (по экономике и цифровизации), в правительстве начался новый этап информатизации. Особенно актуальной стала необходимость оперативных ценовых данных для эффективного управления экономикой в условиях ухудшения внешнеэкономической ситуации, что стало более острой проблемой с началом мировой торговой войны.
Глава ФАС подвел промежуточные итоги работы. В частности, в 2024 году ФАС совместно с казначейством запустила дашборд, отображающий ценовые индикаторы различных товаров. Этот сервис обеспечивает мониторинг торгов на розничных и оптовых рынках и показывает ценовые тренды по различным группам товаров. Сейчас также идет работа над дашбордом для отслеживания цен на продукцию от производителя до конечного потребителя. Кроме этого, ФАС продолжает разрабатывать инструменты ГИС «Антикартель» и ФГИС «Тариф» для совершенствования контроля за тарифами и мониторинга инвестиций в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Михаил Мишустин также подчеркнул важность межведомственного взаимодействия и использования больших данных и искусственного интеллекта для борьбы с сговорами и картелями. Планируется запуск ГИС «Антикартель» для автоматического обнаружения картельных соглашений на государственных закупках и товарных рынках. ФАС уже применяет цифровые инструменты в борьбе с картелями, но их возможности ограничены, и поэтому задача стоит в расширении их функционала для полного охвата рынка. Целью является превентивное вмешательство, предотвращение нарушений на ранней стадии.
Для более точного выявления недобросовестных действий необходимо больше данных. Планируется интеграция ГИС «Антикартель» с системами налоговой, таможни и электронных площадок госзакупок. Цифровое развитие антимонопольного контроля способствует усилению конкуренции и экономии бюджетных ресурсов, поэтому проект ГИС «Антикартель» включен в национальный проект «Экономика данных и цифровизация госуправления».
Расширение перечня товаров для мониторинга цен позволит оперативно реагировать на изменения цен и решать проблемы на самом раннем этапе. Чем больше товарных групп будет включено в систему (с планами предоставления доступа всем заинтересованным лицам), тем более эффективно она будет работать. Однако для оперативного реагирования на колебания цен необходимо объединить информацию из различных ведомств в единую систему.
Единый порядок торгов госсобственностью
Другое направление деятельности для ФАС — унитарный метод продажи государственного имущества. В настоящее время торги госимуществом и госресурсами осуществляются в соответствии с различными правилами и через различные платформы, причем для некоторых из них отсутствует возможность проведения онлайн торгов. В результате бизнесу не гарантирован равный доступ к торгам, а государство рискует не получить полную выручку из-за возможности продажи по непропорционально низкой цене. Законопроект о стандартном порядке проведения торгов был принят Госдумой на первом чтении в марте.