Развитие туризма в Печенгском округе Мурманской области
Подземный мир: новый маршрут туризма в России
Разработка шахты прекратилась в 2023 году. И теперь в этом уникальном промышленном объекте будут добывать не руду, а впечатления, эмоции и знания. Спускаться в шахту смогут только организованные группы, которые будут сопровождать аттестованные гиды.
Началом маршрута станет здание дробильно-шихтовочного отделения на территории бывшего плавильного цеха местного градообразующего предприятия в Никеле. И позволит путешественникам на некоторое время ощутить себя настоящими горняками и понять, каким трудом добывается руда, содержащая металлы. Такую возможность дадут различные интерактивы.
Для участников туров предусмотрены различные роли - маркшейдер, диспетчер, секретарь, директор, водитель электровоза, проходчик, взрывник, крепильщик и другие.
Кто-то из экскурсантов будет работать с образцами горной породы. Кому-то придется бороться с "задымлением", возникшим в шахте, выполнить ряд задач в случае землетрясения или провести срочную эвакуацию рабочих из шахты.
На данный момент рассматриваются три варианта экскурсии. Самый продолжительный вариант, в ходе которого туристы смогут пройти по штольням шахты, займет около четырех часов.
Впечатлений у туристов будет множество. Чего стоит одно только ощущение того, что ты находишься под землей на многих метрах глубины, а протяженность выработок шахты составляет сотни километров. При этом в шахте в значительной степени сохранялся ручной труд. Инструмент для работы в шахте весит примерно 40 килограммов, и туристы также смогут подержать его в руках.
Кроме того, в шахте планируется создать первую в России подземную картинную галерею. По словам методиста по научно-просветительской деятельности Историко-краеведческого музея Печенгского округа Анны Чурлик, в этой галерее планируется выставлять картины местных художников.
Не менее удивительным будет один из основных пунктов маршрута - Кольская сверхглубокая скважина, глубина которой составляет 12 тысяч 226 метров. До сих пор этот рекорд не удалось побить ни одной стране мира.
Проект осуществляет местное градообразующее предприятие. Инвестиции в данный проект оцениваются приблизительно в 70 миллионов рублей. Новый маршрут практически готов. Теперь все зависит от того, когда с шахты Ростехнадзор снимет статус опасного производственного объекта.