Предложение редакции новостей о нарушениях российских пассажиров
В Организации пассажиров России предлагают сокращать количество рейсов иностранных авиакомпаний, которые систематически нарушают права пассажиров из России. Последним катализатором стало отсутствие части багажа на рейсах Turkish Airlines 9-10 августа. Компания объяснила это необходимостью большего запаса топлива из-за ограничений в аэропортах.
Организация предложит Министерству транспорта ужесточить наказание для иностранных авиакомпаний, нарушающих права пассажиров из России. Речь идет о непредоставлении питания при задержках и умышленном несоответствии багажа на рейсах. Об этом рассказал руководитель ОПП, заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе Илья Зотов. Последним инцидентом стала несоответствующая загрузка багажа Turkish Airlines во Внуково.
Однако, по мнению г-на Зотова, нужно усилить ответственность для всех международных авиакомпаний, которые "игнорируют права пассажиров".
Организация предлагает внедрить и закрепить в российском законодательстве авиационной безопасности ответственность за подобные нарушения, такие как уменьшение количества рейсов иностранных перевозчиков в случае повторного нарушения. Они считают, что такие меры следует принимать после окончания летнего сезона, например, с началом осенне-зимнего расписания или с января. Предложение, по словам Ильи Зотова, будет направлено авиационным властям в ближайшие дни.
Претензии к нескольким иностранным перевозчикам, включая Turkish Airlines и Egypt Air, у пассажиров возникли после майских инцидентов из-за временного закрытия аэропортов. Пассажиры жаловались, что им не обеспечивали питание и проживание при задержках или вообще не позволяли покинуть самолет. Turkish Airlines стала не загружать весь багаж на рейсы в Россию, объясняя это необходимостью обеспечить максимальный запас топлива.
В июне Росавиация уведомила Turkish Airlines о недопустимости таких нарушений, рассматривая возможность сокращения числа рейсов. Инспекцию из-за пропущенного багажа в Санкт-Петербурге проводила Северо-Западная транспортная прокуратура. 1 августа заместитель министра транспорта Владимир Потешкин сообщил, что Минтранс провел переговоры с авиационными властями Турции, которые обещали решить проблему. Однако, по данным Внуково, с 9 по 10 августа Turkish Airlines снова не загрузила 730 мест багажа на пяти рейсах из Антальи. Багаж был доставлен позже дополнительным рейсом.
Проблема с авиакомпанией Turkish Airlines: системные нарушения и расхождение в подходах
После совещаний в Росавиации и Минтрансе перевозчик продемонстрировал лишь незначительные улучшения, тогда как проблема остается системной и действующее законодательство не соблюдается,— подчеркивает Илья Зотов.
Господин Зотов добавляет, что, «как показала практика, пассажирам не удается достучаться до иностранных авиакомпаний в частном порядке», а мера в виде сокращения числа рейсов может послужить стимулом для прекращения нарушений.
В Минтрансе и Росавиации от комментариев воздержались, Turkish Airlines оперативно не ответила на запрос.
Один из собеседников в экспертном сообществе поддержал инициативу, отмечая, что Turkish Airlines не в первый раз «демонстрирует негативное отношение к пассажирам из РФ». Он напомнил, что в 2024 году авиакомпания не допускала на рейсы из Стамбула в Латинскую Америку пассажиров, в том числе россиян, мотивируя отказ отсутствием багажа, обратных билетов или отсутствием истории поездок в загранпаспорте.
Но и несколько источников , знакомых с ситуацией, полагают, что ужесточение не будет иметь смысла и обернется лишь удорожанием билетов оставшихся на направлении авиакомпаний в случае сокращения емкостей. Недозагрузка багажа в пользу увеличения запаса топлива — осознанная политика авиакомпании, которая объяснила Минтрансу, что в случае объявления «Ковров» будет возвращаться в турецкие аэропорты базирования, поясняет один из источников . По его словам, перевозчик объясняет это соображениями безопасности и требованиями участия в Star Alliance.
Впрочем, с другими участниками этого альянса Air China и Egyptair, летающими в РФ, подобных проблем с багажом не возникает.
Турецкий перевозчик меняет стратегию из-за проблем в РФ
Поэтому другой, близкий к Минтрансу источник объясняет действия турецкого перевозчика желанием избежать проблем с переработками экипажа и необходимостью их замены при долгих задержках в РФ.
Кроме того, продолжает он, проблема связана с долгой процедурой прохождения таможенного контроля при разгрузке пассажиров на запасных аэродромах. Все усугубляется тем, что граждан РФ не могут поселить в российские гостиницы с загранпаспортами. Таким образом, перевозчик выбирает возврат в Турцию и продолжит это делать, заключает собеседник.
С учетом сложностей в транспортной логистике в туристическом сообществе предлагают пассажирам летать с ручной кладью, но обычно на курортно-туристических направлениях это невозможно, говорит председатель правления Ассоциации агентств воздушного транспорта Дмитрий Горин. Пассажирам же транзитных рейсов предлагают варианты с увеличением временем стыковки с традиционных трех-четырех часов до минимум шести часов, включая стоповер с ночевкой, продолжает он. Особенно, по словам эксперта, это актуально при оформлении перевозки на разных бланках, когда перевозчик не несет ответственности за опоздание на стыковочный рейс.