Планы по строительству железной дороги в Туве: возможное сотрудничество с Китаем и Монголией
Власти Тувы исследуют возможность привлечения монгольских и китайских компаний в проект строительства железной дороги Курагино—Кызыл с дальнейшим продлением до монгольской границы. Вместе с этим китайские инвесторы могут получить перспективу на добычу редких и редкоземельных металлов в этом регионе. Однако модель «инфраструктура на обмен ресурсами» не широко распространена в России, что может быть противоречиво интересам КНР.
Правительство Тувы обсуждает возможное участие монгольских и китайских компаний в проекте строительства железной дороги Курагино—Кызыл с ее расширением до монгольской границы. Об этом информировал представитель главы республики Владимир Донских в ходе мероприятия «Транспортная неделя». Заявлены намерения о заключении рамочного соглашения о сотрудничестве между правительством Тувы и монгольской компанией «ЧингисХаан Групп», являющейся партнером China Railways.
Предложение китайских партнеров о финансировании строительства инфраструктуры на территории России в обмен на право разработки месторождений полезных ископаемых в Туве вызывает интерес. По словам г-на Донскиха, такая концепция использовалась при реализации проектов инфраструктуры в Монголии. В частности, планируется построить железную дорогу в Монголии, примыкающую к российско-монгольскому пункту пропуска «Цаган-Толгой» в Туве и «Арц-Суурь» в Монголии.
Проект железной дороги Курагино—Кызыл является частью Центрально-Евразийского транспортного коридора (ЦЕТК), соединяющего российскую территорию, аймаки Монголии и автономный район в Китае. Пропускная способность данного маршрута оценивается в 67 миллионов тонн. Первоначальное соглашение о строительстве дороги длиной 410 км было подписано в 2008 году с бывшим сенатором Сергеем Пугачевым. Предполагалось, что дорога присоединит Элегестское месторождение угля к железнодорожной сети.
В 2018 году было заключено концессионное соглашение на 30 лет с владельцем лицензии на месторождение, однако спустя три года концессия была заморожена. В 2022 году рассмотрели возобновление проекта как части ЦЕТК. Финансирование проекта может осуществляться за счет грузовладельцев, как это обсуждалось в предыдущих новостях.
По словам г-на Донскиха, для выполнения задачи по полной переработке РЗМ в южной части Красноярского края на 2030 год создается научно-производственный кластер «Ангаро-Енисейский». Ближайшие к нему разведанные месторождения редких металлов и РЗМ находятся в Туве: Улуг-Танзекское и Арысканское.
Развитие кластера и инфраструктуры в обмен на ресурсы
По мнению специалистов, для продвижения кластера требуется развитие транспортной инфраструктуры в регионе. Учитывая ограниченность федерального бюджета и инвестиционных программ ОАО РЖД, возможен вариант строительства совместно с китайскими партнерами.
Эксперты предлагают включать в лицензионные соглашения условия о вывозе только глубоко переработанных продуктов, создании совместных предприятий с российскими партнерами и обеспечении новейшими технологиями обогащения руд.
Улуг-Танзекское и Тастыгское месторождения лития являются крупнейшими в России. ООО "Эльбрусметалл-Литий" должно до конца 2027 года завершить строительство ГОКа в Туве. Согласно управляющему партнеру "S+Консалтинг", только разработка Улуг-Танзекского месторождения потребует не менее 20 млрд рублей. Однако, из-за различий в структуре и готовности месторождений, их объединение в один проект маловероятно.
По данным ОАО РЖД, ведется работа над предварительным технико-экономическим обоснованием строительства линии между Курагино, Кызылом и Цаган-Толгоем через Монголию до границы с Китаем.
Модель "инфраструктура в обмен на ресурсы" активно используется Китаем. Юристы указывают на отсутствие подобных механизмов в России, но отмечают возможность сотрудничества иностранных инвесторов с правительством, включая использование концессий.
Китайские партнеры и развитие РЗМ в РФ
Партнеры из Китая, скорее всего, не проявят интерес к развитию глубокой переработки РЗМ в России. Согласно директору химико-технологического блока АО "Росатом Наука" (управляющей организации АО "Гиредмет") Андрею Голинею, Китай имеет доминирующее положение на рынке добычи и переработки РЗМ, поэтому их интерес сосредоточен в основном на контроле над сырьевой базой. На ранних этапах разработки месторождений китайцы могут оказать помощь, однако это не способствует развитию внутреннего рынка технологий для будущих этапов переработки, и сделает Россию зависимой от китайской продукции.
Директор консалтинговой практики MMI Василий Великий отмечает, что с 2023 по 2025 год Пекин ввел строгий контроль над экспортом технологий добычи, разделения и производства магнитов. Поэтому в проектах в России Китай скорее всего будет выступать как инвестор, строительный подрядчик и покупатель сырья по offtake-контракту. Однако, по мнению Великого, основной добавленной стоимости в цепочке РЗМ приходится на стадии химико-металлургической переработки и производства, и если эти этапы будут контролироваться китайской стороной, значительная часть прибыли уйдет в Китай, оставляя Россию лишь с сырьем и инфраструктурными рисками.

