Рост задержек авиакомпаний в России
За первое полугодие 2025 года увеличилось количество длительных задержек российских авиакомпаний, приблизившись к показателям предыдущего года, как сообщает отчёт от «АльфаСтрахования». Сами авиакомпании утверждают, что не наблюдали заметного роста, указывая на климатические условия и работу аэропортов как основные причины. Некоторые эксперты предполагают учащение беспилотных рейсов, в то время как другие считают, что после военных действий такие случаи станут редкостью.
Вследствие погоды и регулярных проблем, а также майского коллапса в аэропортах, количество длительных задержек в текущем полугодии уже приблизилось к уровню 2023 года. Долгие задержки от одного до трёх часов увеличились вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а от четырех часов — в 2,5 раза.
Информация предоставлена «АльфаСтрахованием». Компания занимается оформлением страховок для пассажиров, которые могут столкнуться с задержками или отменой рейсов. Для мониторинга полётов до 2022 года использовались данные агентства FlightStats (Cirium), однако после прекращения сотрудничества с Россией, «АльфаСтрахование» разработала собственную систему сбора информации, которая начала полноценно функционировать с 2023 года.
Компания следит за регулярными рейсами 30 российских авиаперевозчиков, которые осуществляют около 97% всех регулярных перелётов. В 2024 году было отслежено более 680 тысяч рейсов (см. график). В РФ в год выполняется до 1,5 миллионов рейсов, включая 700 тысяч регулярных пассажирских полётов.
По данным «АльфаСтрахования», количество задержек продолжительностью более часа в 2024 году выросло почти на 60%, достигнув 49 тысяч. В общем объёме рейсов их доля возросла с 4,7% до 7%. В первой половине 2025 года этот показатель вырос на 72% (9,1% всех рейсов) по сравнению с январём-июнём 2024 года, а по сравнению с первым полугодием 2023 года вырос в 3,5 раза, до 29,8 тысячи рейсов. Это почти соответствует общему количеству длительных задержек за весь 2023 год (31 тысяча, 4,7% от общего). В мае текущего года каждый десятый рейс задерживался на час и более.
Количество задержек продолжительностью два часа и более в 2024 году (21,5 тысяч, 3%) увеличилось на 70% по сравнению с 2023 годом (12,7 тысяч, 1,9%). За текущее полугодие (14,4 тысяч, 4,4%) их количество удвоилось по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Количество задержек продолжительностью три часа в 2024 году увеличилось на 75%. Процент задержек продолжительностью три часа и более в европейских авиакомпаниях составлял 1,5%, в то время как в РФ — 1,8%. Однако в 2025 году эта цифра ухудшилась — 4,4%.
Росавиация контролирует задержки авиарейсов
Росавиация мониторит задержки вылетов, превышающие два часа, однако не распространяет данную информацию в общем доступе. В Министерстве транспорта и Госавиаслужбе вопросы о задержках перенаправили в Росавиацию, где ответить на запрос отказались.
Европейские и российские рейсы: статистика 2025 года
Прирост задержек в 2025 году подтолкнул российские перевозки к лидерству во временном исполнении напротив стран Европы.
До 2022 года международные агентства придавали большое значение точности рейсов, оценивая пунктуальность с учетом критериев IATA. В 2024 году около 72% европейских рейсов прибыли в точности по расписанию.
Согласно данным компании "АльфаСтрахование", в России 69% рейсов совершили вылет вовремя в 2024 году, снижение на 8% по сравнению с предыдущим годом. Однако за первые полгода 2025 года пунктуальность упала до 61,9%.
Эксперты отмечают стабильно высокие результаты российской авиации, хотя динамика их исполнения вызывает опасения. Отмененные рейсы не включаются в отчеты задержек, что смягчает статистику. Мнения о корректности сравнения с европейским авиарынком разделились.
Учитывая атаки дронов, которые затрудняют авиатранспорт, прогнозы на улучшение показателей российской авиационной статистики недостоверны. За первый июльский уик-энд атаки беспилотников привели к отмене 485 и задержке 1,9 тыс. рейсов. Под воздействием сигналов "Ковра" ограничения воздушного пространства остаются актуальными, затрудняя ситуацию с рейсами.
Рост задержек страховых выплат
Тенденция увеличения продолжительных задержек не вызывает сомнений, утверждает заместитель CEO компании "АльфаСтрахование" Илья Кабачник. Всего за период с января по май количество заключенных страховых соглашений превысило 37 тысяч - практически столько же, сколько за весь 2024 год. Почти треть (10 тысяч) выплат пришлось на май, со средней суммой компенсации в размере 4 тысяч рублей. Большинство обращений связаны с задержками и отменами авиарейсов.
Сложность причин задержек
Большинство авиакомпаний не отмечает значительного увеличения задержек, связанных с причиной "Ковры" в этом году. С другой стороны, они подчеркивают, что другие факторы по-прежнему играют важную роль. Например, в "Аэрофлоте" погодные условия остаются основной причиной задержек (около 4%), в то время как обслуживание самолетов и планирование рейсов оставались стабильными до пандемии.
В S7 и RedWings также указывают на неблагоприятные метеоусловия как основной фактор. Однако в "Уральских авиалиниях" отмечают увеличение задержек во всех категориях, связанное с изменением расписания рейсов, но признают его незначительным.
В зимний период метеоусловия и время на обработку ВС антиобледенительными жидкостями и отогрев самолетов влияют на пунктуальность, в то время как летом пропускная способность небольших аэропортов становится проблемой из-за нехватки персонала на земле.
Сотрудники аэропортов отмечают, что упоминания о "Коврах" и погоде создают удобное оправдание для авиакомпаний с недостатком резервных самолетов и задержками из-за неисправностей.
Оплата за задержку
С увеличением числа задержек возникли вопросы о возмещении как для пассажиров, так и для перевозчиков. В Европе установлены строгие стандарты по обеспечению пассажиров едой и жильем в случае длительных задержек в аэропортах, подчеркивает Александр Ланецкий. Если задержка рейса из-за перевозчика превышает три часа, то пассажиры имеют право на возмещение в размере €250–600. По данным Skycop, в 2024 году европейским авиакомпаниям придется заплатить пассажирам €6 млрд в качестве компенсации. Однако лишь треть обратится за выплатой. Тем не менее, согласно словам Александра Ланецкого, эти расходы составляют 1–3% годовой выручки европейских авиакомпаний. Например, в 2019 году серия задержек привела к банкротству Small Planet Airlines.
По всему миру ситуацию считают наиболее напряженной при длительных задержках от трех часов и более, так как это создает проблемы с пересадками, подчеркивает лидер "Союза пассажиров" Кирилл Янков. В то же время он отмечает, что в России компенсации для пассажиров за задержки из-за авиакомпаний (100 руб. в час) настолько незначительны, что пассажиры не обращаются за ними. По его мнению, целесообразно повысить выплаты до 1 тыс. руб. за час, чтобы соответствовать международным стандартам. Илья Зотов, глава Общероссийского объединения пассажиров, высказывает возражения, считая, что следует упростить и автоматизировать выплаты даже по текущим тарифам.
Наценка на билеты и страхование при задержках: экспертный взгляд
Повышение штрафов и неустоек может привести к некоторому росту цен на билеты, отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Нагружать авиакомпании дополнительной финансовой ответственностью на случай задержек — это плохая практика, тогда как существуют доступные механизмы коммерческого страхования рисков».
Парадокс ситуации в том, говорит Илья Кабачник, что на фоне ухудшения регулярности рейсов количество пассажиров, приобретающих страховые полисы, снизилось вдвое с 2023 года, говорит он. Сейчас, по его данным, их приобретает только один из десяти пассажиров, тогда как в 2023 году эта цифра доходила до 20% всех пассажиров, оформляющих билеты онлайн. Падение он объясняет борьбой ЦБ против предустановленной галочки на допуслуги при покупке авиабилетов (см. от 11 апреля 2023 года), которая завершилась их полным запретом с 1 сентября. «Борьба регуляторов с "навязыванием" услуг приводит к тому, что меньшее число пассажиров получает защиту как раз тогда, когда она оказалась нужна»,— говорит Илья Кабачник.
Сейчас подход к компенсации предполагает, что ожидание пассажира в аэропорту находится полностью в зоне ответственности авиакомпании. Это «концептуально верно», говорит главный эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов, но с учетом роста нестабильности это может стать непосильным для бизнеса. Возможно, допускает он, следует сделать исключение для местных авиалиний с учетом их небольшого парка и дефицита номерного фонда для размещения.
В ЕС атаки дронов пока не входят в перечень форс-мажоров, при которых авиакомпании освобождаются от ответственности, и Александр Ланецкий сомневается, что это скоро произойдет. В странах ЕС, отмечает он, уже были прецеденты, когда самолетам приходилось возвращаться в аэропорт — предположительно, из-за помех РЭБ. Но пока такие ситуации расцениваются как задержки по техническим причинам в зоне ответственности авиакомпаний. В России авиакомпании не несут ответственности за задержки по независящим от них причинам, но практики разбирательств по вопросам задержки из-за дронов пока нет.
Дальнейшие перспективы
Благодаря низкой стоимости дронов, они стали удобным инструментом для преступников и террористов. По мнению Андрея Патракова, эта проблема может стать "новой реальностью" в международной гражданской авиации. Он подчеркивает, что Международная организация гражданской авиации (ICAO) рекомендует создание специального комитета для координации нужд диспетчерских служб и Вооруженных сил при объявлении сигнала "Ковер". Это требует разработки общепризнанных международных норм и правил для эффективной реакции на ситуации, учитывая опыт России, отмечает он.
Однако Александр Ланецкий высказывает сомнения в возможности разработки подобных норм регуляторами из стран Ближнего Востока или Росавиацией, учитывая накопленный опыт, и их дальнейшего распространения по всему миру из-за медленных бюрократических процессов. Наоборот, Олег Пантелеев не видит перспектив приглашения России как ведущего эксперта для участия в ICAO или IATA по данной проблематике. Однако он считает, что угроза дронов не станет "новым стандартом", поскольку в России она ограничена военными действиями и требует военно-политического решения. Также эксперт считает, что частота террористических атак с использованием дронов будет ниже, чем текущие атаки, и может сравниться с угоном или подрывом воздушного судна.