Снижение стоимости перевалки угля
Отток угля в портах упал в июне, показывает отчет NEFT Research. Согласно данным, тарифы за тонну составляли от $9,2 до $13, что на 7,3–18,8% ниже предшествующего месяца и на 23,3–48,6% меньше, чем год назад.
Это самое значительное понижение в месячном измерении с прошлого апреля, отмечают авторы отчета. Согласно их прогнозам, в июле тарифы не будут расти. Некоторые даже предсказывают уровень в $5–10 за тонну. Они утверждают, что тенденция к снижению тарифов продолжится, приближаясь к себестоимости перегрузки угля в порте.
Причины снижения – обильное заполнение складов, убыточные поставки угля на фоне недружественной мировой обстановки, и недостаточная загрузка портовой инфраструктуры. В мае объем перевозок энергетического угля через порты снизился более чем на 50% в зависимости от места отправления и пункта назначения.
В ОТЭКО указывают, что заполненность складов концентрируется у крупных игроков, с трудностями в логистике или коммерческой деятельности. Отсутствие баланса продолжит поддерживать данную проблему, пока не будет восстановлен.
Глобальные цены на уголь: анализ экспертов
Ситуация не изменится без роста мировых цен на уголь и увеличения прибыльности экспорта, как отмечает NEFT Research. По данным компании, в июне цена российского энергетического угля варьировалась от $62,8 до $107 за тонну в зависимости от порта. С начала года цены снизились на 3,4–20%.
Темпы снижения экспорта морского угля на данный момент являются самыми резкими с января 2024 года, заявил директор Центра ценовых индексов Роман Соколов. Судя по динамике фрахта на ключевых направлениях, в июле ожидать улучшения ситуации не стоит. По данным NEFT Research, снижение фрахтовых тарифов обусловлено снижением спроса на перевозки, избытком тоннажа на некоторых маршрутах и летним уменьшением деловой активности.
Один из крупных стивидоров отмечает, что более благоприятная ситуация с перевалкой угля для экспорта может установиться лишь в портах Дальнего Востока, особенно Хабаровского края, в связи с их близостью к рынкам сбыта. Роман Соколов дополняет, что повышение температуры во многих районах Китая в начале июля может увеличить спрос на кондиционирование и угольную генерацию. Он также отмечает о начале экологических проверок на угольных объектах в провинции Шаньси, что может привести к увеличению спроса на импортный уголь.
По словам Дмитрия Орехова, частичное восстановление перевалки ожидается летом благодаря господдержке и увеличению поставок в Индию и страны Юго-Восточной Азии. Однако весь 2025 год, возможно, сохранится негативный тренд из-за низких цен и ограничений от ОАО РЖД. В ОТЭКО отмечают, что спрос на уголь в Индии и Китае может возрасти как летом, так и зимой во время закупочного сезона: «Последний сценарий нежелателен, но возможен».