Рост трансграничной интернет-торговли в России
Усиление стоимости российского рубля с начала текущего года дало толчок росту объемов онлайн-покупок через границу в январе и феврале, увеличившись на почти 30% до 49 миллиардов рублей. Российские потребители, несмотря на сохранение интереса к заказам электроники, одежды и обуви за рубежом, начали предпочитать онлайн-покупки товаров для ухода за собой. Однако новые пошлины на такие продукты из недружественных стран, введенные правительством в апреле, могут изменить ситуацию.
Согласно отчету Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), трансграничный сектор онлайн-торговли в России за январь вырос на 29%, а за февраль — на 28% по сравнению с предыдущим годом. Этот сегмент составил 2,9% от общего объема рынка электронной торговли, оцененного АКИТ в 1,7 триллиона рублей.
По данным компании по доставке товаров из-за границы CDEK.Shopping, наибольший спрос среди российских покупателей на зарубежных площадках приходится на электронику, бытовую технику, товары для дома, мебель, одежду, обувь, товары для красоты, здоровья и автозапчасти. Однако наблюдается изменение интересов потребителей, снижается спрос на электронику и бытовую технику в пользу косметики и парфюмерии.
В первом квартале 2025 года на платформе CDEK.Shopping значительно увеличился объем заказов товаров из Германии, составив 27% по сравнению с 13% за аналогичный период в прошлом году. Также популярными странами для заказов оказались США (25%), Китай (20%), Испания (7%) и Польша (7%).
Артур Гафаров, руководитель Института развития предпринимательства и экономики, объясняет рост интереса российских покупателей к европейским товарам колебаниями валютных курсов и реализацией накопленного спроса.
Рост спроса на косметику и парфюмерию в России
При начале переговоров России и США по урегулированию украинского конфликта мировые валюты стали более удобными для шопинга: согласно Investing.ru, курс доллара составил 82,6 рубля, а евро - 93,9 рубля.
В сфере "красота и уход" заказы на CDEK.Shopping выросли на 42% к предыдущему году, а в категории "парфюмерия" - на 81%. Средний чек увеличился до 11,7 тысяч рублей и до 7,1 тысячи рублей соответственно.
Продажи средств для ухода за телом, волосами и кожей на Lamoda увеличились значительно, с ростом в 56%, 38% и 37% соответственно. Французские бренды поддерживают лидирующую позицию на рынке.
Спрос на парфюмерию на Lamoda растет умеренно, вызвано это в том числе и повышением цен на продукцию местных парфюмерных марок на 30%.
Wildberries отмечает рост продаж косметики на 36%, особенно у российских производителей товаров для ухода за собой, где динамика чуть выше средней в отрасли (37,5%).
Ожидается, что новые пошлины на импорт косметики и парфюмерии могут повлиять на продажи зарубежных товаров во втором квартале 2025 года, они введены на духи, пудру, средства для волос, макияжа и ухода за кожей, что объясняется ростом местного производства косметики и парфюмерии в РФ.
Изменения в таможенных пошлинах на косметику
Подвергать пошлине в 20%, а не 35% будут ароматы, парфюмерия, пудра и средства для волос из Франции. То же самое касается итальянской косметики для губ и кожи. По мнению члена правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анны Дычевой-Смирновой, это изменение затронет широкий ассортимент товаров. Она отмечает исключение из списка товаров, на которые распространяется пошлина, продукции из Южной Кореи. В связи с тарифными войнами и пошлинами, инициированными президентом США Дональдом Трампом, индустрия красоты в этой стране испытывает трудности. Улучшение условий торговли с Россией может стать выгодным для бизнеса из этой республики.
Виктория Колганова