Изменения в российском бизнесе: влияние пандемии и санкций
В последние периоды под воздействием пандемии и западных мер были полностью переосмыслены факторы российского коммерческого сектора. Беседуя с руководителем учебных программ Московской школы управления "Сколково" Булатом Нуреевым, "Ъ-Review" рассмотрел, какие изменения возникли в управленческой методологии, связанные с акцентированием внимания на понимании, применении искусственного разума, а также учебных практик, направленных на общественное воздействие.
Российское обучение как часть глобальной индустрии
- В последнее время российское бизнес-образование стало более глобальным и конкурентоспособным, вытесняя западные школы лидеров. Этот процесс обусловлен не только изменениями в мировой динамике, но и новыми возможностями для обмена знаниями и опытом с мировыми партнерами.
- Российские управленцы стали более адаптивными и гибкими в работе с постоянно меняющимися условиями. Они не только ценят международный опыт, но и активно внедряют его в свою практику, сочетая его с российскими кейсами и практикой.
Бизнес-образование: вызовы и трансформации
— Какие препятствия оказали значительное воздействие на развитие бизнес-образования?
— Эпидемия вызвала более значительные изменения, нежели экономические ограничения, и способствовала его преобразованию. В данной ситуации отрасль буквально столкнулась с препятствием, и чтобы эффективно работать в онлайн-формате, наравне с офлайн-взаимодействием, мы были вынуждены обратиться к методам, которые используют в экономике внимания, в первую очередь в медиа сфере. Сегодня уже необходимо применять различные подходы для удержания внимания аудитории: аудио, видео, игры, интерактивные методы.
Это связано не столько с содержанием учебных курсов, сколько с педагогическими приемами, или, как некоторые говорят, андрогогическими техниками. Мы все больше интегрируем медийные практики в сферу образования, предоставляя студентам возможность работать с различными информационными каналами и форматами. В настоящее время в любой отрасли бизнеса мы боремся за человеческое внимание.
Компания Netflix утверждает, что борется за внимание зрителей с как с сном, так и мы конкурируем с Netflix, по меньшей мере с его документальными фильмами.
Потребительское поведение изменяется, поэтому мы должны подстраивать инструменты коммуникации. Поколение Z определяет структуру мира в все большей степени, и это изменение неизбежно. Но дело не только в данном поколении, а в том, что мы все, в определенной степени, принимаем черты поведения Z при использовании смартфонов.
— Но ведь спрос на бизнес-образование не диктуется поколением Z?
Влияние смартфонов на образование и развитие бизнеса
— Однако их воздействие огромно и простирается дальше просто возрастной категории: как только у вас в руках оказывается смартфон, вы автоматически становитесь зумером, потому что цифровые платформы и интерфейсы начинают воздействовать на ваше поведение.
Поколенческий подход существенно влияет на образование, и он в значительной степени различает MBA от Executive MBA (EMBA): средний возраст студентов на первой программе — 33 года, на второй — 40 лет. Почти десять лет — это весьма продолжительная управленческая карьера и большое разнообразие компетенций и взглядов. Это также и различные цели: если MBA направлена на вертикальный рост, то Executive MBA — на стратегический анализ и изменение собственных активов — финансовых, социальных, личностных. В рамках EMBA основное внимание уделяется управлению изменениями, а в MBA — решению практических задач.
— Возвращаясь к обсуждению глобальных стандартов: если отечественное бизнес-образование становится менее зависимым от западного, то, возможно, мы способны создавать собственные тенденции?
— Я наблюдаю большой интерес со стороны международных партнеров к нашему подходу, реализованному в программе Global AMP (Global Advanced Management Program). Здесь мы работаем с самой опытной частью нашей аудитории, которая уже имеет обширный бизнес-опыт и утвердилась в нем. Эти люди заинтересованы в вопросах пересечения бизнеса и общества, бизнеса и окружающей среды: как влияет бизнес на крупные системы, какова его специфическая роль и ответственность за происходящее. Во время наших поездок с этой программой в партнерские школы в Бразилии, Южной Африке, Китае, Сингапуре, там с огромным интересом относятся к тому, что мы делаем.
Второе отличие нашей программы — процесс отбора кандидатов. У нас он организован с участием наших выпускников. Я не встречал других школ, где этот процесс так активно поддерживается. Выпускники школы «Сколково» участвуют в оценке кандидатов на обучение, в спорных ситуациях их мнение учитывается наравне с мнением школы. Сообщество выпускников является одним из ключевых партнеров школы, разделяющим, в таком случае, ответственность за принятие важных решений: кого мы желаем видеть среди наших студентов.
Третья особенность — упор на так называемые импакт-проекты. Пока не существует однозначного русского термина, однако это проекты, направленные на социальное воздействие. Этот подход связан с повышенной осознанностью бизнеса относительно других (неэкономических) последствий его деятельности. Для нас важным является смена перспективы и расширение взгляда на бизнес.
Достижение бизнес-целей через социальную ответственность
Мы предоставляем способы измерить успех бизнеса не только через финансовые показатели, но и через социальные, экологические и другие косвенные влияния.
Для одних это просто расширение горизонтов, другие стремятся оказывать влияние на эти нефинансовые факторы, а еще есть те, кто получает конкурентное преимущество для своего бизнеса, управляя импакт-метриками. Например, один из фермеров после обучения у нас начал перерабатывать отходы производства, создав новую продукцию и открыв новые рынки сбыта. Другой же выпускник, строитель из Санкт-Петербурга, стал создавать общественные зоны внутри строящихся домов и получил широкую поддержку со стороны общественности.
Люди разумно начинают инвестировать в себя
— Как изменяется запрос на предпринимательское образование в последние годы?
— Он значительно возрос за последние два года, и что важно — российские бизнес-учебные заведения успешно справились с этим вызовом. Нашу отрасль испытали два системных кризиса. Во время пандемии мы пересмотрели методы обучения, обратив внимание на экономику. Еще одним вызовом стало изменение направлений международного сотрудничества. Мы не только сохранили традиционные формы, но и расширили географию академического сотрудничества, включив в список новых партнеров другие страны. Мы также укрепили сотрудничество с отечественными специалистами и предпринимателями, чья практическая экспертиза часто бывает более релевантной.
За это время наши учащиеся успели решить наиболее насущные проблемы, поняли, что санкции не повод для пессимизма, снова начали задавать себе сложные стратегические вопросы. А предпринимательская школа — это один из лучших способов начать отвечать на эти вопросы.
— Какие факторы стали двигателями растущего спроса?
Бизнес-школы: адаптация к быстро меняющемуся миру
— Во-первых, сложность и многогранность управленческих задач, которые необходимо решать. Для этого необходим источник новаторских идей, круг креативных союзников, атмосфера взаимного доверия и поощрения. Вряд ли кто-то способен достойно заменить деловые учебные заведения в такой роли. Во-вторых, процесс инфляции. Что нужно предпринять, чтобы не потерять свои финансы? Срочно приобретать недвижимость, автомобили, инвестировать в волатильный рынок акций или выбрать другой путь? Люди становятся разумнее и начинают инвестировать в свое развитие, осознавая, что лучше начинать это делать сейчас, а не откладывать на потом.
— Как вы изменяете свои программы под влиянием этих изменяющихся требований рынка?
— Основное внимание уделяется способам работы с грядущим. И здесь в запасе бизнес-школ имеется большой и разнообразный инструментарий. В общем, существует три подхода к работе с будущим. Первый - раскрывать все в конце концов. Это занимаются специалисты, это то, ради чего нужны знания, объясняющие модели, но мы не обучаем этому. Второй тип - способность быстро адаптироваться в условиях турбулентности: в этом преуспели большинство выдающихся участников российского бизнеса. Третий тип работы - предугадывать, что произойдет впереди, выявлять места появления конкурентных преимуществ и прибыли, чувствовать тенденции. Именно в этой области мы видим основной интерес аудитории.
— Может ли искусственный интеллект стать конкурентом деловым учебным программам, альтернативой в бизнес-образовании?
— Деловые учебные учреждения очень гибкие, они скорее впитают в себя инструменты искусственного интеллекта, чем будут заменены ими. Искусственный интеллект, возможно, сможет заменить отдельные краткосрочные курсы, но в рамках полных программ мы работаем с сложными когнитивными способностями - мышлением, управлением ресурсами, мировоззрением. Тут нейронные сети не подойдут. Однако изменить педагогические подходы к обучению они не только способны, но и уже успешно это делают.
— Процесс обучения в школе управления «Сколково» осуществляется в совместных группах: управленцы и бизнесмены обучаются вместе с представителями научной сферы, культуры и некоммерческого сектора. В чем польза такого формата?
Разнообразие в учебной аудитории как ключ к успешному образованию
Одним из ключевых факторов успеха школы является многообразие классов, что всегда было важной составляющей высокого рейтинга Financial Times. Предприниматели и управленцы не только учатся у своих преподавателей, но и у друг друга, обмениваясь опытом и знаниями, которые становятся основой для обучения. Поэтому тщательный отбор студентов для формирования классов с разнообразным опытом играет важную роль. Такой подход позволяет вести нестандартные дискуссии и находить новаторские решения. Например, лидеры некоммерческих организаций и благотворительных фондов часто обладают более развитым социальным интеллектом, что помогает им лучше понимать потребности различных аудиторий и зависимость своей организации от внешней среды. Это приносит огромную пользу всему классу.
Какие типы руководителей сейчас востребованы на рынке?
Недавние аналитические данные из кадровых агентств говорят о том, что большой спрос сейчас есть на руководителей аналитических отделов и руководителей филиалов. Это отражает необходимость специалистов, способных принимать решения на основе объемных данных и эффективно управлять деятельностью компании на определенной территории с максимальной автономией. Такие навыки и качества сегодня являются основными требованиями к квалифицированным лидерам.
Как дефицит квалифицированных кадров сказывается на выпускниках школы?
Наши выпускники не испытывают проблем с трудоустройством. Однако существует запрос на расширение горизонтов и увеличение возможностей для реализации их амбиций. Руководители и бизнесмены приходят в школу "Сколково" с желанием роста в доходе, выполнении более сложных задач и принятии дополнительной ответственности. Мы готовы помочь им в этом процессе.