Декарбонизация в бизнесе: эффективность инициатив ESG
Мнение о том, что мировое предпринимательство отказывается от разработок в области ESG и стратегий по сокращению углеродного следа, не соответствует реальности, подчеркнули в отчете о декарбонизации PwC. Аналитики отметили, что инновационная деятельность компаний, которая ранее считалась «революционной», перешла в стадию устойчивого развития, что уже приносит выгоды бизнесу. Товары с «зелеными» характеристиками могут увеличить прибыль на 6–25% — прогнозируется, что для достижения этого роста инвестиции и операционные издержки фирм по климатической повестке увеличатся к 2030 году на 18% и 21%.
Несмотря на мнение о том, что предпринимательство, в последнее время активно внедрявшее экологические технологии, готово отказаться от определенных внештатных инициатив, это далеко не так, утверждают эксперты PwC в мировом обзоре декарбонизации. Фирмы не только не сокращают активность в сфере устойчивого развития, но и научились извлекать из этого пользу. Количество организаций, принимающих климатические обязательства, продолжает расти: в 2024 году в международной НПО CDP (программа раскрытия информации о выбросах углерода) зарегистрировались более 40 тыс. компаний — в 9 раз больше, чем в среднем за последние 5 лет. В общей сложности PwC проанализировали данные 4,2 тыс. открытых компаний, которые представили анкету CDP в 2024 году. При этом 37% участников увеличили свои планы по достижению климатических целей, снизили — только 16%, причем половина сокративших амбиции компаний фактически просто сообразились с глобальными стандартами.
Концепция устойчивого развития распространяется по цепочкам поставок: поиск авторитетных поставщиков организациями среднего и небольшого размера все чаще побуждает мелкие фирмы брать на себя климатическую ответственность.
Если в 2020 году заинтересованность к этому проявляли фирмы со средним валовым доходом в $3,6 млрд, то в 2024 году — уже $1,3 млрд.
83% исследованных компаний PwC вкладывают в НИР в области низкоуглеродных товаров и услуг, продажи которых позволяют увеличить прибыль на 6–25% по сравнению с обычными, формируют расширяющийся круг «зеленых» цепочек поставок и поддерживают потребительский спрос на экологически чистые товары. По целям устойчивого развития ООН 54% компаний из выборки PwC фокусируются на Scope 3 (мониторинг выбросов на протяжении всего жизненного цикла товара), 46% — на Scope 1 (выбросы из собственных и контролируемых компанией источников).
Эффективная декарбонизация зависит от четырех аспектов: постановки целей, финансирования климатических инициатив, взаимодействия с заинтересованными сторонами и эффективности сокращения выбросов. Важную роль также играют энергоэффективность и инновационное оборудование. «Мы вступаем в фазу спокойного прогресса, когда компании избегают публичной информации о климатических обязательствах, которые могут сделать их уязвимыми, но не перестают двигаться к достижению поставленных целей», — говорится в заключении обзора. К 2030 году в результате трансформации обязательств по поддержке борьбы с изменением климата в конкурентное преимущество инвестиции компаний в устойчивое развитие увеличатся на 18% по сравнению с 2024 годом, операционные расходы — на 21%, оценили в PwC.