Утильсбор в России: новые правила вызвали ажиотаж и сложность для рынка

Новости
07
Рефинанс

Изменения в утилизационном сборе: ажиотаж на авторынке

Принятая прошлой осенью шкала индексации утилизационного сбора до 2030 года обеспечила стабильность автомобильному рынку, однако ненадолго. Недавние изменения в правилах расчета сбора, увеличившие нагрузку на электромобили, гибриды и машины, привезенные физическими лицами, привели к возникновению повышенного спроса, который может быть последован спадом. Дилеры отмечают сложности работы в таких условиях, а эксперты указывают, что привлечение китайских компаний к локализации в России не всегда легко. Что представляет из себя утилизационный сбор в России — разберемся.

Утвержденная до 2030 года шкала индексации утилизационного сбора на автомобили в России уже действует более года. Каждый год с 1 января тариф будет повышаться на 10–20%, что, по оценкам Минпромторга, сделает сектор более стабильным и способствует созданию прогнозируемых условий для реализации совместных проектов и локализации производства в стране.

Тем не менее, несмотря на объявленные долгосрочные планы, в сентябре Минпромторг объявил об изменении правил расчета сбора, что вызвало возмущение на рынке.

По новым правилам утилизационный сбор будет рассчитываться не только исходя из объема двигателя и года выпуска автомобиля, но и его мощности.

Изменения также затронут физических лиц, которые импортируют автомобили для личного пользования: для них льготные коэффициенты будут сохраняться только для машин с мощностью менее 160 л.с.

Расчет сбора на основе только одного показателя — объема двигателя — для таких машин потеряет актуальность, пояснили в "Объединении автопроизводителей России". Изменения в механизме расчета необходимы для предотвращения сделок с теневыми схемами, когда дорогостоящие автомобили с небольшим объемом двигателя или с гибридными установками приобретаются физическими лицами для коммерческой продажи.

Автомобильные новости: рынок продаж вырос

По свежим данным от «Автостата», продажи новых легковых машин в сентябре достигли отметки в 122,66 тыс. штук, установив лучший результат в этом году. Предсказуемая стабильность была нарушена, по словам источника, из-за увеличившегося спроса на автомобили, что привело к задержкам на границе. В связи с этим правительство предложило отложить введение новых правил на месяц, до 1 декабря.

Переменчивость рынка автомобилей

Для дистрибьюторов, согласно опросу, с введением ежегодной индексации ситуация на автомобильном рынке стала менее предсказуемой: на нее влияют другие факторы, такие как доступность кредитов и уровень дохода населения. Менеджер по продажам новых автомобилей в компании "Рольф" Николай Иванов отмечает, что объемы продаж в 2025 году были неоднородными, в одном месяце продавалось 80 тыс. новых автомобилей, а в другом - 122 тыс. штук. Огромная вариация в объемах продаж

Согласно г-ну Иванову, на рынок также влияют высокая ключевая ставка, проблемы с запасами и покупательское настроение, изменяющееся по мере появления информации о возможном возвращении брендов, покинувших РФ. Генеральный директор "Автодома" Андрей Ольховский утверждает, что утильсбор больше влияет на производственные программы китайских производителей, чем на российских дистрибьюторов

Основатель маркетплейса "Fresh" Денис Мигаль отмечает, что ситуация с утильсбором еще более запутанная, чем с пенсионными накоплениями. Тренд повышения остается, но точно предсказать будущие сборы невозможно

Управлять рынком сложно, рассуждает топ-менеджер, потому что информация о возможном повышении вызывает колебания. После всплеска продаж идет их спад, что затрудняет планирование работы, особенно если учитывать высокую стоимость кредитов.

В ассоциации "Российские автомобильные дилеры" подчеркнули, что индексация утильсбора в январе 2025 года привела к сокращению продаж и снижению импорта. Согласно данным "Автостата", продажи снизились на 22.4% до 895.92 тыс. штук после девяти месяцев отслеживания с начала года.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит "под ключ" с гарантией
Получить кредит

Сокращение поступлений в бюджет из-за высоких ставок автокредитования

По заявлению главы Минпромторга Антона Алиханова, поступления в федеральный бюджет в 2025 году значительно уменьшились из-за "сжатия рынка" автокредитования и сокращения продаж импортных автомобилей. В соответствии с информацией, представленной министром финансов Антоном Силуановым, доходы от утильсбора снизятся на 440 миллиардов рублей по сравнению с планируемой суммой в 1,1 триллиона рублей.

Китайская стратегия

Постоянный рост ставок заботы об окружающей среде, согласно главному редактору издания "На шоссе" Максиму Кадакову, также должен был мотивировать автомобильные компании из Китая к размещению производства в России. После неудачного опыта с европейскими компаниями, взаимодействие предусматривало совместное производство с сохранением контроля в руках российских владельцев. Согласно источнику, китайские производители реагировали на информацию о долгосрочных тарифах активными переговорами. Как отмечает господин Кадаков, удалось достичь соглашений по некоторым договоренностям в отношении партнерства.

Так, "АГР Холдинг" заключил партнерское соглашение с китайским государственным предприятием Defetoo о производстве автомобилей Tenet (фактически модели Chery) на бывшем заводе Volkswagen в Калуге. Купивший завод Mercedes в Подмосковье "Автодом" начал выпуск небольших партий кроссоверов премиум-класса Exeed. Помимо этого, в текущем году несколько китайских брендов начнут серийное производство на производственной линии "Автотора": Changan, Omoda и Soueast (согласно Росстандарту, получено "Одобрение типа транспортного средства"). Однако производители китайских компонентов, обеспечивающих высокий уровень локализации, медленно входят на рынок, подчеркивает Максим Кадаков.

Производство на бывшем заводе Toyota в Санкт-Петербурге до сих пор не возобновлено. Аналогичная ситуация с легковым конвейером нижегородского автозавода, где до 2022 года выпускались автомобили концерна Volkswagen. По данным, АО "Производство легковых автомобилей" (ПЛА) ведет переговоры о возобновлении производства на этой территории с китайской компанией Geely (см. статью от 16 сентября). В ПЛА утверждают, что переговоров о выпуске моделей Geely в России не ведется.

По мнениям источников, широкое сотрудничество с Chery по сборке Xcite на бывшем заводе в Санкт-Петербурге (ныне "Автозавод Санкт-Петербург", по последним данным, принадлежащий ФГУП НАМИ) также не состоялось. Хотя в сентябре бывший генеральный директор завода Иван Миронов заявил, что проект не закрыт и небольшие объемы производства соответствуют спросу.

Введение долгосрочных тарифов на захоронение не снизило интереса китайских компаний к российскому авторынку, отмечают эксперты. "Ни один крупный китайский бренд не ушел", - подчеркивает Максим Кадаков. Хотя были случаи ухода небольших участников рынка, например Skywell, специализирующегося на электромобилях и гибридах, добавляет он.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602

Китайские производители и кредитование в России

Тем не менее, планы китайских компаний на текущий год все же были скорректированы, отмечает генеральный директор издания "Автостат" Сергей Удалов, однако причина здесь не в утилизации, а в общей совокупности экономических факторов, в частности, в высокой процентной ставке Центрального банка, что привело к невысокому спросу на рынке.

По мнению специалиста, существует возможность того, что несколько китайских брендов не смогут выдержать давление процентных ставок и будут вынуждены покинуть российский рынок. "Все будет зависеть от конъюнктуры", — подчеркивает он.

Изменения в утильсборе и их влияние на цены на автомобили

Согласно анализу экспертов, утильсбор остается гибким механизм и может дальше настраиваться для закрытия потенциальных уязвимостей, включая новые правила расчета, затрагивающие главным образом сегмент гибридов и электромобилей. Пока что не ожидается радикальных изменений в утильсборе в ближайшей перспективе, утверждает Сергей Удалов.

Дилеры подтверждают, что предстоящее повышение утильсбора в 2026 году в сочетании с пересмотром его расчета приведет к увеличению цен на автомобили.

Андрей Ольховский отмечает, что цены на импортные автомобили формируются дистрибуторами, и в результате повышения налогов стоимость будет передана покупателям. По его прогнозам, цены на электромобили и гибриды подскочат на 15–20%, а на подержанные бензиновые автомобили — на 5–27% в зависимости от модели. Г-н Иванов ожидает увеличение цен в начале года на 8%, соответствуя инфляции. «Автостат» прогнозирует падение продаж в первом квартале 2026 года.

По словам Дениса Мигаля, цены на новые автомобили, особенно с мощными двигателями, могут вырасти на 10–20% в зависимости от сегмента. Цены на вторичном рынке также подвержены воздействию утильсбора, но в меньшей степени — до 5%, так как спрос переключается на автомобили, ввезенные по более низким ставкам», — добавляет он.

Читайте также
Новости
Прожиточный минимум в России вырастет до 18 939 рублей в 2026 году
Увеличение Прожиточного Минимума в 2026 году. Назван размер прожиточного минимума в 2026 году.
30 октября
01
Новости
МФК Займер рекомендовал дивиденды 6,88 руб. на акцию за III квартал 2025 года
Совет директоров МФК Займер предложил выплатить дивиденды за III квартал 2025 года в размере 6,88 рублей на акцию, что составляет 50% чистой прибыли. Решение будет обсуждено на собрании акционеров 4 декабря, реестр акционеров закрывается 15 декабря, а выплата ожидается до конца года.
30 октября
01
Новости
Госзакупки вакцин от гриппа в 2025 году сократились на 91%: причины резкого снижения расходов
В 2025 году наблюдается значительное снижение затрат на закупки вакцин от гриппа: сумма контрактов сократилась на 91% по сравнению с прошлым годом, несмотря на небольшое увеличение количества закупочных процедур. Эксперты сервиса Контур.Закупки анализируют причины этого явления и его последствия для рынка.
30 октября
01