Увеличение числа схем мошенничества в онлайн-бизнесе
Дилетанты разработали 1,7 раза больше уловок для обмана предпринимателей за год, сравнив количество интриг за первый квартал 2024 и 2023 годов, установил сервис «Тинькофф Касса». Излюбленными жертвами обмана остаются онлайн-площадки, цифровые сервисы и небольшие интернет-магазины.
Популярным трюком является махинация с бонусами от программ лояльности, геймингом. К примеру, поощрительные очки наживаются на уязвимостях в системе и сбываются через телеграм-каналы или кэшбеком через посредников.
Маскировка, фальсификация, прошение милостыни
- Самой распространенной махинацией для одурачивания онлайн-площадок является подмена товара. Покупатель приобретает настоящий товар, затем в процессе примерки или после его получения заменяет его на поддельный и инициирует возврат: таким образом обманщик получает поддельный товар и полную стоимость, заплаченную ранее.
- Имитация промокодов — еще одна схема. "Небольшие online-магазины предоставляют своим союзникам возможность создания фейковых промокодов в обмен на участие в партнерской программе. Порталы начинают злоупотреблять этим, массово имитируя скидочные коды, после чего продают их в профильных группах в Telegram и "Вконтакте"," - пояснил эксперт по онлайн-площадкам Артем Бобцов в интервью с «Коммерсант FM».
- Также популярен ход обмана - просят деньги в чатах поддержки под предлогом.
Правительства и сообщества, раскрывающие уловки и стратегии обмана предпринимателей, в основном оперируют в Telegram (85%) и «Вконтакте» (8%).
Вместе с тем, наказать "потребителей-террористов" бывает затруднительно. В большинстве случаев суды поддерживают сторону потребителей, подчеркнул в разговоре с "Коммерсант FM" старший юрист Kosenkov & Suvorov Василий Хохлов: "Доказательства махинации должны быть столь же очевидными, чтобы суд не смог их проигнорировать. Собирание таких улик представляет собой сложную задачу".