В Госдуме хотят расширить полномочия ГИБДД по отзыву водительских прав: что ждёт автолюбителей?

В Госдуме хотят расширить полномочия ГИБДД по отзыву водительских прав: что ждёт автолюбителей?

Аналитика
0144
Рефинанс
В мае 2025 года думский комитет по транспорту обсуждал проект закона, направленного на увеличение полномочий ГИБДД в вопросах аннулирования или отзыва водительских удостоверений на основании медицинских заключений. Предполагается внесение корректировок в федеральные законы, регулирующие безопасность дорожного движения и обработку персональных данных. Данные изменения были разработаны комитетом в соответствии с поручением президента еще в 2022 году. После принятия в первом чтении работа над законопроектом была приостановлена. В настоящее время в документ внесены дополнительные правки, и он подготовлен ко второму чтению. В комитете выражают надежду на то, что предлагаемые изменения в законодательство начнут действовать с 1 марта 2026 года.

Что изменит законопроект? За что будут лишать водительских прав?

Действующие нормы предписывают водителям проходить обязательное медицинское освидетельствование раз в 10 лет. Однако в Государственной Думе и Министерстве внутренних дел высказывают опасения, что за продолжительный срок у автомобилиста могут развиться заболевания, препятствующие безопасному управлению транспортным средством.

Законопроект предполагает, что в случае обнаружения у водителя признаков медицинских противопоказаний к вождению в ходе диспансеризации, профилактического осмотра или обычного визита в медицинское учреждение, он будет направлен на внеплановую медицинскую комиссию. Подтверждение диагноза при повторном обследовании повлечет за собой лишение водительских прав. Аналогичные последствия наступят в случае уклонения от внеочередного медицинского обследования.

В мае вступили в силу значимые изменения в законодательстве, касающиеся автовладельцев. Увеличены размеры штрафов за систематические нарушения правил дорожного движения. Теперь за проезд на запрещающий сигнал светофора водителям придется заплатить 2,5 тысячи вместо прежних 1,5. Также ужесточены штрафные санкции за остановку на пешеходном переходе: сумма штрафа возросла с 1 тысячи до 3 тысяч рублей.

Как будет проходить повторное обследование?

Автомобилистам предоставят трехмесячный срок для прохождения внепланового медицинского осмотра. В этот период их право на управление автомобилем останется в силе. Повторную проверку можно будет пройти исключительно в лицензированных медицинских учреждениях.

Планируется интеграция водительских медкомиссий в единую базу данных Министерства здравоохранения, что устранит необходимость в физическом предъявлении медицинской справки. В случае подтверждения диагноза информация автоматически поступит в ГИБДД. Решение о возможности дальнейшего управления транспортным средством будет принимать непосредственно Госавтоинспекция.

В настоящее время аналогичный порядок уже действует, однако процедура лишения водительских прав в таких случаях более сложная и требует участия прокуратуры, в отличие от прямого вмешательства ГИБДД.
95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Готовое решение по кредиту уже сегодня
Получить решение

Смогут ли водители вернуть права?

Водительское удостоверение можно будет вернуть после прохождения курса лечения.

Процесс возврата прав упрощен: при стойкой ремиссии или полном выздоровлении от заболевания, представляющего опасность, гражданин получает медицинское заключение, проходит обычную медкомиссию, а затем подает заявление в ГИБДД для восстановления водительских прав.

Кейс
Экспорт российского энергетического угля уходит в убыток: доходность падает
Восстановление возможно в любое время после завершения необходимого лечения.
Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602

Какой будет ответственность за вождение без прав?

Вождение транспортного средства лицом, чьи водительские права были аннулированы или отозваны, влечет за собой административное наказание.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, за управление автомобилем без действительного водительского удостоверения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей. При этом автомобиль нарушителя будет эвакуирован на специализированную стоянку. Аналогичное наказание применяется и при повторном совершении данного правонарушения.

Уголовная ответственность в таких ситуациях не предусмотрена. Уголовная ответственность возникает лишь в случае, если водитель, лишенный прав, совершает повторное нарушение.

Отметим, что лишение и отзыв водительских прав – это различные юридические процедуры. Лишение прав применяется в качестве меры наказания за определенные правонарушения, такие как управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Какими могут быть последствия расширения прав ГИБДД в лишении водительских прав?

Предложенные изменения в законодательстве, расширяющие полномочия ГИБДД, вызвали критику со стороны специалистов в автомобильной сфере. Высказываются опасения, что новые правила могут стать почвой для масштабной коррупции. Медицинские работники могут начать необоснованно устанавливать диагнозы водителям, склоняя их к прохождению медицинских комиссий.

В результате водитель окажется перед выбором: либо попытаться уладить вопрос, прибегнув к коррупционным схемам прямо в кабинете врача, либо тратить время и силы на прохождение комиссии. Подобная ситуация создаст значительные неудобства и риски для граждан, что, вероятно, приведет к массовому отказу от обращения в государственные медицинские учреждения из-за высоких рисков.

В настоящее время лишение водительских прав возможно только по решению суда, где рассматриваются аргументы и доказательства обеих сторон. Передача этих полномочий в руки ГИБДД, действующей в одностороннем порядке, увеличивает вероятность злоупотреблений и коррупции со стороны сотрудников Госавтоинспекции.

Несмотря на то, что законопроект позиционируется как инструмент борьбы с фальшивыми справками и выявления водителей с противопоказаниями, его эффективность вызывает сомнения. Заболевания, препятствующие управлению транспортным средством, зачастую не выявляются в ходе диспансеризации. То есть нововведения могут затронуть лишь небольшую группу водителей, например, тех, кто был экстренно госпитализирован в состоянии сильного наркотического опьянения.

Вступили в силу новые законы, касающихся водителей. Например, электронное оформление извещения о ДТП по европротоколу стало доступно через Госуслуги. А с 1 сентября 2025 года планируется ужесточить процедуру проверки водителей на алкогольное и наркотическое опьянение.
Читайте также
Верховный суд меняет правила игры: укрепление защиты миноритариев и новые риски для крупных сделок
Юриспруденция
Верховный суд меняет правила игры: укрепление защиты миноритариев и новые риски для крупных сделок
Верховный суд РФ обновил практику, касающуюся крупных сделок, изменив подходы к их оценке. Нововведения направлены на усиление защиты миноритариев, помогая предотвратить снижение стоимости компаний. Однако эти изменения привносят неопределенность в определение крупных сделок, что побуждает бизнес прибегать к более консервативным методам, включая одобрение сделок на всякий случай для избежания возможных оспариваний.
30 мая
02
Верховный суд России: кредиторы должны доказывать убытки от бездействия арбитражного управляющего
Юриспруденция
Верховный суд России: кредиторы должны доказывать убытки от бездействия арбитражного управляющего
Верховный суд РФ поддержал арбитражного управляющего, отказавшись взыскать с него убытки за пропуск срока исковой давности при оспаривании сделок должника. Суд постановил, что истец должен доказать причинение ущерба конкурсной массе и связь действий управляющего с этим ущербом. Это решение защищает управляющих от злоупотреблений со стороны кредиторов.
30 мая
04
Рост продаж люксовых авто в России: западные бренды в лидерах, китайские претендуют на премиум-сегмент
Бизнес
Рост продаж люксовых авто в России: западные бренды в лидерах, китайские претендуют на премиум-сегмент
Рынок роскошных автомобилей в России претерпел значительные изменения с 2014 года, когда были добавлены новые бренды и возросло число моделей. Несмотря на это, лидерство в люксовом сегменте остаётся за западными марками. Китайские бренды с аналогичной стоимостью обычно относятся к премиум-классу. В то время как общий рынок автомобилей снижается, продажи люксовых машин остаются стабильными благодаря устойчивому спросу и укреплению рубля. Ожидается, что по итогам года продажи автомобилей класса люкс вырастут, в отличие от премиум-сегмента, который может столкнуться с падением.
29 мая
04