Рост числа ПНВ в России ускоряется
Увеличение числа ПВЗ в городах-миллионниках России продолжается: за последний год их количество возросло на 32,4%. Поддерживают сектор начинающие предприниматели и усилия маркетплейсов, отдавая предпочтение ПВЗ вместо постаматов.
На июнь текущего года в городах-миллионниках России начал работать 51,1 тыс. ПВЗ, согласно данным геосервиса 2ГИС. Это увеличение на 32,4% по сравнению с предыдущим годом. В июне 2024 года годовой рост пунктов выдачи был оценен в 20%. По данным "Яндекс Карт", общее количество ПВЗ в России на 1 июня составило 197,3 тыс., что на 43% больше, чем годом ранее.
Наиболее значительный прирост числа ПВЗ зафиксирован в Новосибирске — 41,2%, достигнув 2,4 тыс. В Челябинске рост составил 40,9%, достигнув 1,7 тыс., в Нижнем Новгороде — 40%, достигнув 2,13 тыс. В Москве в настоящее время функционирует 16,5 тыс. пунктов, в Санкт-Петербурге — 8,3 тыс. Годовой рост составил 29% и 32,5% соответственно. Наименьший прирост замечен в Ростове-на-Дону, где количество ПВЗ увеличилось на 22,9%, достигнув 2 тыс.
В "Яндекс Маркете" отметили, что у них в настоящее время действует 15 тыс. ПВЗ. Темпы роста соответствуют прошлым годам. В регионах, где недостаточно пунктов выдачи, сервис стремится увеличить их количество через стимулирующие выплаты. Компания Ozon сообщила, что наиболее высокий рост пунктов выдачи отмечается на Северном Кавказе, в южных регионах и в Сибири. Wildberries утверждают, что за первое полугодие открылось более 21 тыс. ПВЗ, что на 51% больше, чем годом ранее. Большинство новых объектов было запущено в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и Краснодаре, отмечают в пресс-службе.
Антон Ларин, генеральный директор компании XWAY, объясняет увеличение ПВЗ развитием малого бизнеса и привлекательным стартапом для начинающих предпринимателей.
Открыть ПВЗ легче, чем другие типы бизнеса: первоначальные вложения начинаются от 200 тыс. рублей, и первые клиенты появляются практически мгновенно, по его словам. Сами платформы активно инвестируют в расширение сети ПВЗ, стремясь увеличить свое воздействие даже в отдаленных регионах России, подчеркивает Михаил Бурмистров, генеральный директор "Infoline-Аналитики".
Угасание интереса к постаматам: тенденции на рынке
Хотя привлекательность сферы ПВЗ для начинающих предпринимателей постепенно угасает. Специалисты Franshiza.ru ранее отмечали, что за период с декабря 2024 года по февраль 2025 года спрос на аналогичные франшизы уменьшился на 14% в годовом исчислении и на 23% по сравнению с соответствующим периодом 2023 года. Это обусловлено постепенным насыщением рынка и опасениями более опытных бизнесменов. Дальнейшее развитие ситуации может привести к снижению темпов открытия ПВЗ (см. от 24 марта).
В то время как количество ПВЗ продолжает расти при стабильном снижении числа постаматов, следует из статистики 2ГИС. На данный момент в городах-миллионниках России насчитывается 16,3 тыс. подобных объектов — что на 4,5% меньше, чем годом ранее. Постаматы не пользуются таким спросом у потребителей: отсутствует возможность примерить товар, а процедура возврата кажется более сложной, поясняет господин Бурмистров. Формат ПВЗ он считает предпочтительным и для площадок электронной торговли, которые стремятся увеличить комплектность заказов и доставить больше крупногабаритных товаров.