В России растет объем просроченной задолженности предприятий

В России растет объем просроченной задолженности предприятий

Бизнес
01
Рефинанс

Динамика просроченной кредиторской задолженности у предприятий

Красноречиво увеличивается объем непогашенной кредиторской задолженности фирм с середины 2024 года, подмечает ЦМАКП в своем анализе о динамике взаимных неплатежей компаний в конце 2024 — начале 2025 года. Обсуждаемый показатель в нынешнем году в основном соответствует уровню предыдущего года, но выше, чем в промежутке между 2021-2023 годами.

Законом назначенная доля просроченки в общем объеме кредиторской задолженности организаций невелика: в добыче — 12% после первого триместра 2025 года по сравнению с 9,5% в конце 2024-го; в сфере переработки — 35,1% против 35,8%; в секторе энергоснабжения, газа и пара — 13,2% (без изменений); в водоснабжении и водоотведении — 1,5% вместо 1,3%. Тем не менее в службе ЦМАКП предполагают, что пропорция забытой задолженности в финансовой отчетности может быть снижена и ее истинный уровень значительно выше.

Отрицательная динамика наблюдается в широком спектре отраслей, однако она пока не предельная: 13 из 37 рассматриваемых ЦМАКП секторов все больше зависят от поставщиков при формировании оборотного капитала, одновременно понижая платежную дисциплину и часто обладая значительной установленной долей просроченной кредиторской задолженности. Среди них есть и смежные с ВПК отрасли — добыча угля, ремонт и монтаж машин и оборудования, металлургия, железнодорожное, судо- и авиационное производство, изготовление изделий из металла.

Исследователи утверждают, что умножение неплатежей связано с уменьшением финансирования производственного оборота собственными средствами предприятий. Оно постепенно уменьшалось с 2023 года из-за возрастания процентных ставок, стабилизировавшись к концу 2024 года. Сегодняшний уровень финансирования наличными деньгами является наименьшим за четыре года: фактические (с учетом инфляции) остатки денежных средств на рублевых счетах организаций уменьшились по сравнению с предыдущими годами примерно на 10%, в то время как объем выпускаемой продукции вырос.

В результате предприятия возрастают долговые обязательства перед бюджетом, поставщиками и другими контрагентами для формирования оборотного капитала. Это происходит из-за осложнения доступности банковского кредита на фоне завышенных ставок. Если в 2023–2024 годах фирмы таким образом финансировали 55% роста оборотных средств, то в последние полгода — уже 82%. Индикативы по всем отраслям реального сектора, включая сельское хозяйство, строительство, транспорт: 62% в 2023–2024 годах и 72% в 2025 году.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Помогаем бизнесу получить кредит. Работаем с 2015 года. Льготные программы от 30 банков-партнёров.
Получить консультацию
Читайте также
ВТБ запустил льготную ипотеку под 2% для строительства жилья на новых территориях России
Ипотека
ВТБ запустил льготную ипотеку под 2% для строительства жилья на новых территориях России
Льготная ипотека в ВТБ. ВТБ запустил новую ипотеку под 2%.
11 августа
01
Российская экс-дочка Xerox запускает собственный бренд печатной техники
Бизнес
Российская экс-дочка Xerox запускает собственный бренд печатной техники
Бывшая российская дочерняя компания Xerox, теперь известная как Техноэволаб, начала разработку и выпуск печатной техники под собственным брендом для продажи на российском рынке, сообщил совладелец компании Антон Бородихин в интервью РБК.
11 августа
01
Лояльность в цифрах: большинство россиян пользуются бонусами и кешбэком, зумеры остаются в стороне
Финансы
Лояльность в цифрах: большинство россиян пользуются бонусами и кешбэком, зумеры остаются в стороне
Экономия с выгодой: Роль программ лояльности для российских потребителей Согласно исследованию аналитического центра НАФИ, 75% россиян активно пользуются программами лояльности от банков и магазинов, особенно в возрастной категории 35-54 лет. Однако молодое поколение показывает наименьший интерес к бонусам и кешбэкам. Журналист Аэлита Курмукова анализирует эволюцию программ лояльности и их влияние на бизнес.
11 августа
01