Что такое утилизационный сбор?
Это понятие появилось в нашей стране ещё в 2009 году, и оно подразумевало платную утилизацию старых авто с получением скидки на новое транспортное средство российского производства. Это помогало избавиться от негодного для эксплуатации автомобиля и способствовало развитию рынка.
При вступлении России в ВТО потребовалось снизить пошлины на некоторые товары, включая машины. Падение таможенных сборов решили компенсировать утильсбором, предполагающим включение в цену автомобиля затраты на его будущую утилизацию. Изначально этим сбором облагались те машины, что ввозились из-за пределов Таможенного союза. Отсутствие такового сбора для отечественных машин способствовало тому, что Евросоюз подал иск против нашей страны по причине дискриминации своих производителей авто и нарушения Россией правил членства в ВТО.
Логично, что в связи с этим требование оплаты утилизационного сбора стало распространяться теперь на всех. Но для автопрома эта мера смягчалась наличием государственных субсидий, которые первое время почти компенсировали сбор.
Для чего происходит повышение тарифов?
Таким образом государство поддерживает отечественных производителей автомобилей и мотивирует зарубежные компании переносить свои производства в нашу страну, в том числе создавать совместные проекты с российскими брендами.
Новые правила касаются во многом китайских брендов. Из почти 60 китайских марок, представленных в нашей стране, производство полного цикла ведётся только компанией Haval. Если предпринимаемые меры поспособствуют переносу зарубежных производств в Россию, то это привлечёт российские кадры, а значит и налоги в бюджет - помимо средств с утильсбора.
Благие цели осложняются нерентабельностью строительства новых заводов и опасением иностранных компаний попасть под санкции.
Кого в первую очередь коснётся нововведение? Рост утильсбора – в цифрах.
Более всего новые правила затрагивают перекупщиков, ввозящих автомобили и перепродающих их в России, а также самих производителей автомобилей. Резкий рост затрат непременно скажется и на потребителях.
На представителей отечественного автопрома изменение влияет меньше по причине наличия компенсации из бюджета.
Получить льготу могут и зарубежные бренды, если локализация производства не менее 30%. Чем выше этот показатель, тем больше средств можно вернуть.
Например, 1,5 и 2,3 миллиона – таков размер утилизационного сбора для машин с двигателем 2-3 литра, и 1,8 и 2,7 миллиона рублей – при объеме двигателя 3-3,5 литра. Если объем более 3,5 литров, сбор составит 2,3 – 3 миллиона. Первая сумма – для новых, вторая – для подержанных авто.
Для кого сбор будет минимальным и кто заплатит больше всех?
От уплаты сбора будут освобождены беженцы, вынужденные переселенцы и участники государственной программы по добровольному переселению соотечественников.
Наименьшая ставка утильсбора останется для физических лиц, ввозящих машину с двигателем до 3 литров для личного пользования. Сбор составит 5,2 тысячи и 3,4 тысячи рублей для машин старше 3 лёт и новых соответственно.
Осложняют ситуацию санкции, в связи с которыми купить транспортное средство за границей проблематично. Льготный утильсбор можно обеспечить с помощью заказа на машину, но он потребует предоплату в размере 100% - а наличием всей суммы может похвастаться меньшинство покупателей.
Остальные покупатели будут платить сбор с повышающим коэффициентом. Если ввезти автомобиль с двигателем до 2 литров на перепродажу, то придётся платить более 300 тысяч рублей утильсбора.
Для легковых автомобилей с двигателем 1-2 л, купленных для перепродажи, утильсбор вырастет с 306 000 до 556 200 рублей и к 2030 году составит более 1,1 миллиона рублей. За машину с двигателем более 3,5 л придется уплатить более 2 миллионов рублей, а в следующем году – более 2,7 миллионов.
Для электромобилей и гибридов повышение ожидается с января следующего года. За новую технику потребуется оплата в более чем 667 тысяч рублей, за электромобиль старше 3 лет более 1,1 миллиона рублей.
Что ждать от цен на автомобили?
Покупать автомобиль, ввезенный из-за рубежа, становится невыгодно, а к 2030 году это будет и вовсе нереально финансово. Ведь для части моделей размер утилизационного сбора будет превышать стоимость самой машины!
То есть импорт некоторых машин прекратится, потому что перестанет иметь смысл. К огромному сбору добавится таможенная пошлина, НДС, акциз и иные расходы, включая логистику, услуги посредников и дилерскую маржу.
Вслед за этим поднимутся в цене российские автомобили и техника с пробегом. При спаде спроса эксперты прогнозируют возможную корректировку цен.
Касаемо темпов роста цен, маловероятно, что машины резко вырастут в цене – подорожание будет плавным.
Уже в этом месяце китайские производители могут поднять цены на 5-7%.
После повышенного спроса эксперты прогнозируют остановку стремительного роста рынка и возможный спад продаж. Особенно автомобилей в сегменте 2-3 литра объема двигателя. Именно на них ставка сбора может вырасти на 15-20% от общей стоимости, а это ощутимо для покупателей, берущих авто чаще всего в кредит.
Что касается подержанных автомобилей, на фоне недавнего спада цен ближайший их рост будет ощутимым. Эксперты прогнозируют плюс 10-15% уже в октябре и вплоть до 30% в течение осени. Разброс цен будет обусловлен размером повышения сбора на тот или иной сегмент автомобилей.
Если рассуждать в цифрах, звучат прогнозы, что с октября автомобили ценой 2,2-2,5 миллиона рублей подорожают на 120–150 тысяч рублей, а машины за 4,5–5,0 миллиона вырастут в цене на 200–250 тысяч. Следующий скачок цен можно ожидать в 2025 году.
Для коммерческой техники увеличение стоимости может составить до 20%. Что может сместить интерес в сторону российских машин, особенно если отечественное производство сможет справиться с повышенным спросом.
Как сэкономить при покупке автомобиля после повышения утилизационного сбора?
Физлица по-прежнему могут приобрести машину со льготным сбором (3400-5200 рублей). Как это сделать?
- На таможне оформить пассажирскую таможенную декларацию на физлицо.
- Оплачивая утильсбор, укажите, что автомобиль привезён именно для личного пользования.
- Согласиться на то, что вы не станете продавать машину в течение года с момента его оформления в России.
- Также в течение года не ввозить в нашу страну другое авто.
В других случаях вам придётся заплатить сбор в полном размере.
Также следует учесть, что привлечение посредников по растаможиванию в странах ЕАЭС можно, но это не поможет сэкономить.