Высокая вакантность в новых торговых центрах Москвы
По итогам первого квартала 2025 года 27% площадей в новых торговых центрах, открытых в Москве за последние три года, оказались вакантными, что втрое больше среднего показателя по рынку. Операторам ТЦ трудно находить арендаторов из-за высокой стоимости отделки и зачастую невыгодного расположения объекта. Ритейлеры же не спешат открывать новые магазины из-за дороговизны заемных средств.
По итогам января—марта 2025 года доля свободных площадей в новых торговых центрах Москвы (объекты, вышедшие на рынок за последние три года) выросла год к году на 4 процентных пункта (п. п.), до 27%, подсчитали в консалтинговой компании IBC Real Estate. Для сравнения: этот показатель в среднем по рынку за аналогичный период составил 8% — это втрое меньше, чем в новых объектах, уточняют в компании.
Такая высокая вакантность в новых торговых объектах продиктована растущими объемами ввода такой недвижимости в последние три года, поясняет руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. Только в 2025 году к вводу заявлено около 200 тыс. кв. м торговых площадей, что вдвое больше, чем годом ранее, подсчитала она. Текущий год станет рекордным по объемам нового строительства в основном за счет выхода на рынок ряда объектов, строительство которых неоднократно переносилось, поясняет партнер консалтинговой компании Nikoliers Анна Никандрова.
Кроме того, большинство торгцентров, вышедших на рынок в первом квартале этого года, представлены крупноформатными объектами, что также сказывается на росте вакантности, считает директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group Евгения Хакбердиева. Однако, подчеркивает Анна Никандрова, пустуют и торговые центры районного формата, которые активно вводились на рынок с 2022 года. По данным консалтинговой компании CMWP, объем свободных площадей в московских торгцентрах районного формата к началу 2025 года снизился всего на 0,4 п. п., до 10,9%.
Трудности с поиском подходящих арендаторов для операторов новых торгцентров чаще всего возникают из-за высокой стоимости отделки и невыгодного расположения объекта, отмечает Екатерина Ногай. Ритейлеров не привлекают такие объекты и в силу небольшого трафика посетителей. В новых торговых пространствах этот показатель на 10–15% ниже, чем в торгцентрах с уже сложившимся потоком посетителей, добавляет руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.
При этом спрос со стороны розничных компаний на новые торговые пространства ограничен. Из-за высокой стоимости заемного финансирования многие ритейлеры замедлили темпы своей экспансии, говорит Анна Никандрова. На замедление открытий новых офлайн-магазинов повлияло активное развитие онлайн-торговли, добавляет Екатерина Ногай.
Убывающие новые марки и растущее заполнение торговых объектов
Усугубление ситуации с заполняемостью вновь открываемых торговых точек и уменьшение числа свежих брендов, выходящих на отечественный рынок, замечает Евгения Хакбердиева. По прогнозам консалтинговой фирмы CMWP (см. от 6 апреля), количество новых марок к концу 2025 года будет снижено на 57% год относительно года, достигнув 22 марок.
Однако, по словам Евгении Хакбердиевой, будущие торговые объекты имеют потенциал заполниться арендаторами в следующие два года. Эксперт утверждает, что повысить темпы заполнения владельцам торговой недвижимости помогут внедрение гибридных арендных условий, превращение торговых центров в универсальные места отдыха и активное привлечение арендаторов из секторов фитнеса и пищевых уголков.