Вакантность в новых ТЦ Москвы достигла 27% из-за высоких затрат и неудачного расположения

Вакантность в новых ТЦ Москвы достигла 27% из-за высоких затрат и неудачного расположения

Недвижимость
027
Рефинанс

Высокая вакантность в новых торговых центрах Москвы

По итогам первого квартала 2025 года 27% площадей в новых торговых центрах, открытых в Москве за последние три года, оказались вакантными, что втрое больше среднего показателя по рынку. Операторам ТЦ трудно находить арендаторов из-за высокой стоимости отделки и зачастую невыгодного расположения объекта. Ритейлеры же не спешат открывать новые магазины из-за дороговизны заемных средств.

По итогам января—марта 2025 года доля свободных площадей в новых торговых центрах Москвы (объекты, вышедшие на рынок за последние три года) выросла год к году на 4 процентных пункта (п. п.), до 27%, подсчитали в консалтинговой компании IBC Real Estate. Для сравнения: этот показатель в среднем по рынку за аналогичный период составил 8% — это втрое меньше, чем в новых объектах, уточняют в компании.

Такая высокая вакантность в новых торговых объектах продиктована растущими объемами ввода такой недвижимости в последние три года, поясняет руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate Екатерина Ногай. Только в 2025 году к вводу заявлено около 200 тыс. кв. м торговых площадей, что вдвое больше, чем годом ранее, подсчитала она. Текущий год станет рекордным по объемам нового строительства в основном за счет выхода на рынок ряда объектов, строительство которых неоднократно переносилось, поясняет партнер консалтинговой компании Nikoliers Анна Никандрова.

Кроме того, большинство торгцентров, вышедших на рынок в первом квартале этого года, представлены крупноформатными объектами, что также сказывается на росте вакантности, считает директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group Евгения Хакбердиева. Однако, подчеркивает Анна Никандрова, пустуют и торговые центры районного формата, которые активно вводились на рынок с 2022 года. По данным консалтинговой компании CMWP, объем свободных площадей в московских торгцентрах районного формата к началу 2025 года снизился всего на 0,4 п. п., до 10,9%.

Трудности с поиском подходящих арендаторов для операторов новых торгцентров чаще всего возникают из-за высокой стоимости отделки и невыгодного расположения объекта, отмечает Екатерина Ногай. Ритейлеров не привлекают такие объекты и в силу небольшого трафика посетителей. В новых торговых пространствах этот показатель на 10–15% ниже, чем в торгцентрах с уже сложившимся потоком посетителей, добавляет руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев.

При этом спрос со стороны розничных компаний на новые торговые пространства ограничен. Из-за высокой стоимости заемного финансирования многие ритейлеры замедлили темпы своей экспансии, говорит Анна Никандрова. На замедление открытий новых офлайн-магазинов повлияло активное развитие онлайн-торговли, добавляет Екатерина Ногай.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредит без отказа
Хочу кредит

Убывающие новые марки и растущее заполнение торговых объектов

Усугубление ситуации с заполняемостью вновь открываемых торговых точек и уменьшение числа свежих брендов, выходящих на отечественный рынок, замечает Евгения Хакбердиева. По прогнозам консалтинговой фирмы CMWP (см. от 6 апреля), количество новых марок к концу 2025 года будет снижено на 57% год относительно года, достигнув 22 марок.

Однако, по словам Евгении Хакбердиевой, будущие торговые объекты имеют потенциал заполниться арендаторами в следующие два года. Эксперт утверждает, что повысить темпы заполнения владельцам торговой недвижимости помогут внедрение гибридных арендных условий, превращение торговых центров в универсальные места отдыха и активное привлечение арендаторов из секторов фитнеса и пищевых уголков.

Читайте также
Новости
ФАС возбудила дело против авиакомпании «Победа» за звуковую рекламу в самолете
ФАС открывает дело против авиакомпании "Победа" из-за звуковой рекламы на борту самолета. Авиакомпания «Победа» неправомерно распространяла рекламу банковского вклада.
14 октября
03
Новости
General Motors спишет $1,6 млрд из-за проблем с электромобилями в третьем квартале
General Motors спишет $1,6 млрд по итогам третьего квартала из-за производственных и сбытовых проблем с электромобилями. Этот шаг отражает негативное влияние на финансовые результаты компании.
14 октября
03
Новости
МВФ снизил прогноз роста экономики России на 2025 год до 0,6%
Международный валютный фонд (МВФ) снизил прогноз роста экономики России на 2025 год с 0,9% до 0,6%, оставив прогноз на 2026 год неизменным на уровне 1%.
14 октября
02