Верховный суд РФ рассмотрит спор о регистрации автомобилей без ПТС
Судебная коллегия Верховного суда примет решение относительно выдачи транзитных номеров на автомобили, не зарегистрированные в России. Компания, купившая такие автомобили на аукционе таможенного конфиската, требует, чтобы ГИБДД оформило госномера для перегона машин к месту продажи. Однако ведомство утверждает, что без ПТС невозможно проверить безопасность автомобилей, которые могут быть негодными для движения. Решение принимает экономическая коллегия Верховного суда.
Суд примет решение по тому, как отличить автомобили от транспортных средств, которые нельзя допустить к дорожному движению, и как должна происходить их регистрация. Предприниматель Наталья Антипина занимается продажей автомобилей. Она купила в январе 2023 года на аукционе Mercedes Benz Sprinter 2010 года без ПТС, не зарегистрированный в РФ. Летом 2024 года она запросила в ГИБДД разрешительные номера для перегона автомобиля к месту продажи.
Однако ведомство отказало, ссылаясь на необходимость сначала поставить автомобиль на госучет и получить ПТС. Антипина обжаловала отказ в Арбитражном суде Архангельской области. Суд удовлетворил ее иск и выдал временные номера на машину. Оформление документов и выдача транзитных номеров не предполагают внесение автомобиля в госреестр и не требуют наличия ПТС. Ведомство, по мнению суда, ограничивает право на свободное перемещение товара и извлечение прибыли от предпринимательской деятельности.
По другим спорам, связанным с Volkswagen Caravelle 2.5 1995 года выпуска и Toyota Mark X 2005 года, суды приняли аналогичные решения. Управление МВД обжаловало все три решения в Верховном суде, утверждая, что суды не правильно применяют законы о регистрации транспортных средств.
Безопасность автомобилей: процедуры и сроки
Орган утверждает, что не может осуществить оформление временных номеров для автомобилей из-за отсутствия подтверждения безопасности ввезенных транспортных средств. Согласно управлению, наличие ПТС является обязательным условием даже для временного допуска на дороги, так как паспорт выдается при соответствии техническим требованиям. В свою очередь, предпринимательница не пройдет процедуру одобрения безопасности автомобиля, что может привести к участию на дороге транспортных средств с дефектами, угрожающими жизни и здоровью людей, подчеркивается в жалобе.
Высший суд заинтересован в этих аргументах и передал все три дела на рассмотрение экономколлегии. Планируется, что слушания по ним пройдут в декабре.
ПТС и конфискация: юридическая сторона вопроса
При выдаче ПТС проводится проверка соответствия машины требованиям техрегламента Таможенного союза по безопасности колесных транспортных средств. Это включает проверку конструкции, систем безопасности (тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов) и соблюдение экологических норм. ПТС может быть запрошен производителем (при выпуске нового автомобиля) или импортером (при ввозе из-за границы), уточняет эксперт Евгения Безмаленко из ассоциации 4legal.
Причины изъятия автомобилей связаны, как правило, с нарушениями таможенных правил при ввозе их в Россию, отмечает Алексей Гавришев из AVG Legal. Нередко речь идет об автомобилях, не прошедших таможенное оформление в установленные сроки или ввезенных с поддельными декларациями, поясняет адвокат Буниямин Магомедов из КА «Правовед». Возможность ввоза иностранцами автомобилей на территорию РФ без уплаты полных таможенных пошлин и налогов по льготному режиму временного ввоза также является причиной. Этот режим подразумевает обязательный обратный вывоз транспортного средства после истечения установленного срока. Нарушение этого условия влечет конфискацию автомобиля, добавляет Андрей Шарков из ШАГИ.
Изъятые автомобили или их остатки выставляются на аукцион как имущество, принадлежащее государству, через Росимущество или таможенные службы, поясняет Алексей Гавришев. Аукцион является законным способом для государства реализовать изъятое имущество, однако это не решает проблему последующей легализации автомобиля как товара, отмечает Буниямин Магомедов.
Годные остатки в страховом праве
Термин «годные остатки» (остатки отдельных узлов, деталей агрегатов, вторичного сырья, лома, утиля), объясняет господин Шарков, используется в сфере страхования, когда стоимость восстановительного ремонта автомобиля превышает его цену. Если же автомобиль довольно стар и его рыночная ценность невелика, то даже небольшое ДТП может сделать его ремонт экономически нецелесообразным, отмечает он. Это транспортное средство может быть допущено к участию в дорожном движении только после прохождения нескольких обязательных процедур, продолжает юрист. Тем не менее ценность «годных остатков» европейских автомобилей, особенно старых моделей, очень высока, так как они пользуются большим спросом на рынке запчастей, подчеркивает господин Магомедов.
Регулирование перепродажи автомобилей
Судебная коллизия между гражданским и публичным правом в отношении регистрации автомобилей вызывает острые споры. Одни считают, что перепродаваемые авто не требуют полной регистрации, другие же опасаются рисков безопасности на дороге. Согласно г-ну Гавришеву, система выдачи номеров без ПТС подрывает порядок допуска на дорогу. Покупая машину на аукционе, предприниматель получает право распоряжения, включая разборку на части, и без проблем ее транспортировку. Г-н Магомедов утверждает, что для транспортировки авто, не являющегося полноценным транспортным средством («не на ходу»), требуется специальное техническое средство.
Однако г-жа Безмаленко считает, что для допуска на дороги не обязательно наличие точно ПТС. Например, в случае с Volkswagen Caravelle предоставлены фотографии и справка эксперта, подтверждающие безопасность машины. Вопрос о приоритете гражданского или публичного регулирования, а также о возможной упрощенной проверке состояния автомобилей для передвижения, остается у рассмотрения ВС. От их решения зависит не только автомобильный сектор, но и уровень безопасности на дорогах.

