Винный туризм в России: рост и вызовы
Лишь половина российских винодельческих предприятий имеет возможность принимать туристов. По информации от NF Group, в стране насчитывается 284 винодельческих хозяйства, из которых лишь 133 готовы к приему посетителей. Оснащение включает в себя разнообразную гостиничную базу: от павильонов до комфортабельных отелей с бассейнами, дегустационных площадок, музеев и парковок. По информации NF Group, только 24 винодельни предоставляют возможность ночлега для гостей.
Согласно данным, 76% таких туристических объектов расположены в Краснодарском крае и на Крымском полуострове. Винный туризм на Крыму с каждым годом привлекает все больше посетителей, в то время как на различных фермерских хозяйствах региона за последний год побывали более 1 миллиона человек, что составляет пятую часть общего потока туристов на полуострове.
Интерес к винному туризму набирает обороты и в Краснодарском крае, по словам председателя Комитета по туризму краевого отделения «Опора России» Антона Кулагина. Маршрут «Винные дороги Краснодарского края», запущенный в 2022 году, охватывает ключевые туристические точки региона, предлагая экскурсии по виноградникам и лавандовым полям, посещение ресторанов с местной кухней, а также музеи и выставки.
Одновременно разрабатывается и автомобильный маршрут «Винные дороги» протяженностью более 430 км. Инфраструктура совершенствуется, открываются дегустационные залы и ресторанные комплексы с террасами. Некоторые винодельни уже располагают средствами для размещения гостей, включая гостиницы со спа-зонами. Процесс развития винного туризма в Краснодарском крае находится на стадии активного роста, с появлением новых объектов.
Несмотря на потенциал, винный туризм по-прежнему остается узконаправленной сферой в России, по мнению Ассоциации туроператоров страны. Посещение винодельни, как правило, сводится к экскурсионным поездкам, и спрос на туры в данном секторе ограничен. Одной из преград для популяризации направления является недостаточная туристическая инфраструктура. Регулирование также тормозит развитие сферы: законопроект, направленный на упрощение строительства инфраструктуры винных предприятий, до сих пор не был принят.
Генеральный директор туристической сети «Розовый слон» Алексан Мкртчян выделяет, что даже с нововведениями многие виноделы предпочитают инвестировать в развитие производства, вместо усовершенствования объектов для туристов. Дефицит гостиничных номеров и дегустационных залов в регионе остается значительным, несмотря на огромный спрос на винный туризм.
Винный туризм в России: возможности и проблемы
В августе очередь на дегустацию была на две недели вперед. Проблем очень много, но 20-25 лет назад близко не было того спроса на винный туризм в России, который существует сейчас. Понятно, что Россия — не Испания, не Италия, тем не менее есть куда расти. Все виноделы без исключения, естественно, нуждаются в госдотациях, в беспроцентных кредитах. Они не хотят брать кредиты под 25%, которые сейчас им навязывают банки. Они готовы брать под 5-6%, потому что то, чем они занимаются, это малоприбыльно. Они жестко ограничены рамками. Не может российский винодел массово продавать вино дороже 1-3 тыс. руб. за бутылку. Есть винодельни, которые продают и по 6 тыс. руб., хотя вино не соответствует этой цене. Некоторые вынужденно выбирают нишу до 1 тыс. руб., а за такую цену не получается ни хорошее вино, ни хорошая прибыль.
На этом фоне, по оценкам Ассоциации туроператоров России, рынок винного туризма в стране может разделиться на два направления. Это объекты, которые будут продавать туристу только сам продукт. И винодельни с ресурсами, которые смогут обустроить землю для проживания гостей. Цены на винные туры сильно различаются. Групповая экскурсия может стоить до 2,5 тыс. руб. с человека. Более премиальные варианты с индивидуальным обслуживанием и дегустацией — вплоть до 150 тыс. руб.