Изменения в собственности терминала зерна в Таганроге
Рахман Халилов, владелец компании Railgo, занимающейся перевозкой нефтяных грузов, стал совладельцем фирмы, управляющей Таганрогским зерновым терминалом, способным обрабатывать 1,2 млн тонн зерна в год. Этот бизнес столкнулся с проблемами из-за сокращения экспорта зерна. По мнению аналитиков, в будущем стивидоры не смогут вернуться к рекордным тарифам 2023 года из-за увеличения портовых мощностей.
Согласно данным из ЕГРЮЛ, Рахман Халилов, владелец Railgo, получил 30% долю в ООО "Евразия Трейдинг", контролирующем Таганрогский зерновой терминал. Еще 10% компании принадлежат Роману Курдюмову, а оставшиеся 60% находятся у Ильи Желнова, как напрямую, так и через ООО "Евразия-Логистика".
Таганрогский зерновой терминал имеет мощность в 1,2 млн тонн зерна в год. До середины 2024 года компанию контролировали структуры Александра Раппопорта, бывшего топ-менеджера ЛУКОЙЛа, после чего актив перешел в собственность Ильи Желнова.
Согласно «Морцентр-ТЭК», в первом квартале 2025 года объем обработанного зерна Таганрогским терминалом сократился на 70,5% по сравнению с предыдущим годом в связи с общим уменьшением экспорта зерна. Прогнозируется, что объем экспорта пшеницы из России к концу текущего сезона сократится на 40,7 млн тонн.
Эксперты SberCIB предупреждают, что сокращение экспорта зерна в 2025 году негативно отразится на доходах операторов терминалов из-за увеличения перевалочных мощностей. Даже при увеличении урожая в России, тарифы стивидоров вряд ли вернутся к уровням 2023 года.
Андрей Сизов, директор «Совэкона», отмечает, что ситуация на рынке операторов зерновых терминалов ухудшилась из-за увеличения мощностей по обработке и сокращения объемов экспорта зерна. Дополнительно кризису добавились ограничения на импорт пшеницы из Турции.
Роль малых портов в экспорте зерна
Директор Института прогнозирования аграрного рынка Дмитрий Рылько отмечает, что значимость малых портов в экспорте зерна остается высокой, пока осуществляется рейдовая перевалка и эти порты выступают в качестве конкурентной альтернативы пяти глубоководным терминалам на Черном море. По мнению специалиста, текущее положение дел с экспортом зерна на рынке рассматривается как временные трудности и с приближением нового урожая загрузка терминалов снова увеличится. Эксперт отмечает, что зерно из новых регионов также может дополнительно поддержать загрузку малых терминалов на АЧБ.
Анатолий Костырев