Власти рассматривают меры по стабилизации топливного рынка
Государственные органы рассматривают возможность смягчения ситуации на рынке топлива. Среди предлагаемых шагов - перераспределение части экспортного дизельного топлива на внутренний рынок и ужесточение контроля над автоматизированными торговыми системами, способными усугублять ситуацию с дефицитом предложения. В четверг оптовые цены на бензин марки АИ-95 достигли нового максимума, а дизельное топливо выросло до максимального уровня с начала текущего года.
По информации источника из отрасли, дополнительные меры для стабилизации цен на топливо обсуждались 3 сентября на совещании в Министерстве энергетики под руководством первого заместителя министра Павла Сорокина.
Согласно собеседнику, Минэнерго планирует обратиться к нефтяным компаниям с просьбой уменьшить объемы дизельного топлива, поступающего через трубопроводы на экспорт, и перенаправить их на внутренний рынок. Кроме того, по информации источника, Минэнерго призвало участников рынка закупать топливо регулярно и равномерно, обещая нефтяным компаниям продавать его по более низким ценам. Также участникам рынка предложили сообщать о случаях, когда вертикально интегрированные нефтяные компании сокращают поставки мелким оптовым покупателям. Как добавил источник, Совету секции нефтепродуктов Петербургской биржи поручено подготовить предложения по улучшению действенности мер по борьбе с автоматизированными торговыми системами. В Минэнерго и на Петербургской бирже не прокомментировали данную информацию.
Цены на бензин на Петербургской бирже значительно выросли в конце июля из-за повышенного сезонного спроса и неисправностей на нефтеперерабатывающих заводах.
В августе котировки на бензин марки АИ-95 и АИ-92 достигли максимумов, установленных еще осенью 2023 года. С 20 по 21 августа цены начали снижаться, однако в конце месяца снова начали подниматься.
По данным, нефтяные компании могли перестать сдерживать цены, так как ожидают утраты отсроченной реакции за август. Согласно источникам, правительство намерено провести «ретроспективное применение положений» об увеличении пределов отклонения биржевых цен на бензин АИ-92 с 10% до 15% и дизельное топливо с 20% до 25%, что позволит им получить дополнительные выплаты.
Цены на топливо рекордно выросли
Стоимость бензина марки АИ-95 на Петербургской бирже, в соответствии с европейским индексом России, увеличилась на 0,75% 3 сентября, достигнув отметки в 82,38 тыс. рублей за тонну, установив новый пик. Предыдущее максимальное значение было зафиксировано 19 августа и составляло 82,25 тыс. рублей за тонну. Бензин марки АИ-92 подорожал на 1% до 70,64 тыс. рублей за тонну. Цены на дизельное топливо также выросли на 1,51%, достигнув 62,41 тыс. рублей за тонну – максимум за первую половину года.
Максим Дьяченко, управляющий партнер трейдера «Пролеум», утверждает, что в текущих условиях рынку потребуется еще 300 тыс. тонн дизельного топлива. Он считает, что оперативный ввод такого объема через линейную ДПС Центрального региона поможет стабилизировать рынок в период уборочной кампании. Кирилл Бахтин, старший аналитик БКС, отмечает, что для снижения оптовых цен на дизтопливо в стране можно уменьшить долю экспорта на 2–3 процентных пункта. По его оценкам, около 40% произведенного дизтоплива отправляется на экспорт. Источник в отрасли подчеркивает, что перераспределение дизтоплива с экспорта на внутренний рынок возможно не ранее октября, поскольку отгрузки на сентябрь уже завершены.
Российский топливный союз отметил рост использования алгоритмических систем при закупках нефтепродуктов на бирже в начале 2024 года. Глава союза Евгений Аркуша сообщил агентству «Интерфакс», что такие «роботы» выкупают все партии, вынуждая честных покупателей совершать покупки после завершения торгов у перекупщиков. Биржа в тот момент объявила об изменении критериев выявления нечестной торговли, включив в них подачу заявок за период менее одной секунды, указание цены, увеличивающей рыночный показатель до максимальных значений, а также совершение покупок в объеме свыше 35% всего товара, проданного на рынке.
Олег Абелев, начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Риком-Траст», подчеркивает, что в периоды дефицита алгоритмические программы торгов ухудшают ситуацию, загружая рынок заявками и препятствуя ликвидности.
Правительство продлило запрет на экспорт бензина до 30 сентября, включая производителей нефтепродуктов. С 1 октября ограничения для последних будут сняты, оставаясь в силе для других экспортеров до 31 октября. Однако, по мнению экспертов, существующее эмбарго пока не оказывает существенного влияния на рынок (см. доклад от 21 августа). Максим Дьяченко предполагает, что дальнейшее развитие рынка будет зависеть от сроков завершения внеплановых ремонтов НПЗ и увеличения производства.