Власти строго регулируют экологию
Государство жестко регулирует экологию — предприятия, не имеющие комплексных экологических разрешений (КЭР), ждут внезапные проверки. Количество нарушений, подпадающих под стократный штраф за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), превышает 1,9 тыс. объектов. Государство не планирует отступать от ужесточения регулирования, но из-за срочности в получении КЭР предприятия могут допускать ошибки, что ставит под сомнение достоверность информации.
Вице-премьер Дмитрий Патрушев поручил Росприроднадзору провести проверку объектов, не получивших КЭР вовремя. Эти разрешения подразумевают использование лучших доступных технологий для снижения выбросов или программ модернизации. «Предприятия должны постепенно переходить на современные и эффективные технологии», — подчеркнул он, отметив, что большинство неподавших заявки объектов находятся в Дагестане, Саратовской и Московской областях, не имея ни одного объекта с КЭР в Калининградской области, Ингушетии и Северной Осетии.
Для компаний, не получивших КЭР к 1 января 2025 года, установлен повышающий коэффициент в 25 для выбросов и 100 для сбросов НВОС. К 15 апреля 2025 года было зарегистрировано 5182 объектов первой категории НВОС, которые должны были получить КЭР. Согласно данным главы комитета по экологии Госдумы Дмитрия Кобылкина, до 22 апреля 3235 объектам были выданы КЭР, в то время как 1,94 тыс. предприятий не получили разрешения.
Ранее власти смягчили условия для бизнеса, увеличив сроки получения КЭР, исключив ряд компаний из списка, ускорив выдачу документов, запретив формальные отказы. В результате компании из топ-300 промышленных объектов в РФ успешно справились с получением документации (см. от 4 февраля).
Среди причин задержек с получением КЭР некоторыми компаниями — продление разрешительной документации для природопользователей в рамках антиковидных мер, по словам статс-секретаря — вице-президента РСПП Александра Варварина (они рассчитывали на дальнейшие отсрочки).
Также оформление разрешений затрудняют санкционные ограничения (препятствующие импорту оборудования) и частые изменения в законодательстве, требующие пересмотра заявок. Встречается и «формальный подход к незначительным проблемам и постоянные возвраты и отказы в утверждении».
Проблема с документацией в экологии
Изучая статистику, можно увидеть, что всё больше объектов получают КЭР не с первого раза, а после многократных подач заявок. Необходимость в комплексной экспертизе заявок отмечает замглава комитета по экологии Госдумы Александр Коган, подчеркивая важность начального анализа и подчеркивая низкую ответственность компаний, неспеша подающих заявки.
Гендиректор консалтинговой компании ENV Ирина Демина указывает, что многие предприятия были надеющимися на продление сроков, но столкнулись с необходимостью улучшения экологической эффективности объектов. Она предупреждает о возможных банкротствах и обращает внимание на новые требования к отдельным нарушителям.
Причем, ужесточение требований к экологии - непременный шаг, который власть не собирается отменять. Ожидается, что платежи за НВОС в 2025 году могут превысить 1 млрд рублей, что несомненно повлечет за собой более строгий контроль со стороны регуляторов.
Спешка при прохождении плановых проверок может привести к выявлению серьезных нарушений в документации, что потребует значительных затрат на ее переработку.