Власти предлагают черные списки для недобросовестных покупателей на маркетплейсах

Власти предлагают черные списки для недобросовестных покупателей на маркетплейсах

Налоги, вычеты, законы
02
Рефинанс

Власти планируют черные списки покупателей на маркетплейсах

Государственные органы собираются внедрить систему черных списков клиентов на онлайн-торговых площадках. Поддержка этой инициативы пришла из Министерства экономического развития. Предполагается пометить определенных пользователей специальными метками, если они регулярно не забирают свои заказы, сообщает агентство ТАСС. Глава ведомства Максим Решетников отметил необходимость разработки соответствующего законодательства и обновления информационных систем маркетплейсов с учетом новых требований. Однако эксперты подчеркивают, что с точки зрения закона данная идея выглядит противоречиво. О данной теме более подробно расскажет Александр Мезенцев.

Возможность примерки и удобная система возврата товаров ранее оказались значительным стимулом для онлайн-торговли, подчеркивают эксперты программы “Ъ FM”. Однако сейчас представители отрасли тревожатся. По мнению Министерства экономического развития, потребители массово злоупотребляют данной опцией: делают заказы на разные пункты выдачи, а затем отказываются от покупки. Данные Федерального общества сетевой торговли свидетельствуют о том, что каждый десятый товар возвращается к продавцу на маркетплейсе. По оценкам, у компаний из сферы моды это число превышает 30%.

Однако определить вину пользователей практически невозможно, утверждает партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов: «Причина, по которой клиент не смог забрать товар сегодня, неизвестна ни маркетплейсу, ни поставщику товара. Он мог заказать много, но не смочь забрать их. Как разрешить такие конфликты? И еще, как ограничить принцип общественного предложения, когда маркетплейс предлагает товар и обеспечивает его поставку при соблюдении условий оплаты? Это довольно спорная ситуация».

Подобная система оценки клиентов уже применяется — в виде оценок в такси. Но основной вопрос: какие именно меры намерены принять в отношении покупателей на маркетплейсах? Строгие санкции могут снизить оборот товаров, и кроме того, нет законных оснований для введения ограничений, подчеркивает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: «Пока маркетплейсы не станут закрытыми клубами для избранных, продажа товаров на них — это предоставление публичных услуг, поэтому отказать клиенту жестко не удастся. Скорее всего, эта дискуссия направлена на привлечение внимания. Возвраты существуют, но есть также механизмы борьбы с мошенничеством. Практика продажи товаров людям по более высоким ценам из-за того, что у них неправильная фамилия или они подверглись санкциям, не имеет реальных оснований».

Предложение Министерства экономического развития появилось в свете участившихся жалоб онлайн-продавцов на так называемый потребительский экстремизм. Клиенты пользуются товарами в течение установленных законом двух недель, после чего возвращают их. Деятельность недобросовестных клиентов, как отмечают участники рынка, возрастает в период праздников.

Однако расходы на возвраты неизбежны и должны быть учтены предпринимателями с самого начала, считает основатель «Клуба партнеров на маркетплейсах» Илья Бухарин: «Почти каждый продавец сталкивается с этим. Клиенты воспользуются этой возможностью, ведь маркетплейсы предоставляют ее. В этом заключается абсурдность инициативы. Факт того, что товар не выкупят, и продавцу придется оплачивать доставку, — это основа бизнеса на маркетплейсах, все это учитывают при запуске продукции. Однако есть другой аспект: из-за этого качество товаров страдает, и после нескольких возвратов товар можно будет списать».

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Персональный подбор кредита
Бесплатная консультация

Ретейлеры борются с низким выкупом

Онлайн площадки ищут методы для противодействия низкому проценту покупок. Wildberries весной удвоил количество возвращенных товаров. В компании Ozon советуют действовать оперативно и сокращать сроки доставки.

Читайте также
Рост скрытой безработицы в России: бизнес и профсоюзы бьют тревогу
Бизнес
Рост скрытой безработицы в России: бизнес и профсоюзы бьют тревогу
В России отмечен рост скрытой безработицы: увеличивается количество сотрудников, находящихся в простое, работающих неполный день или рискующих увольнением. На это указывают Федерации независимых профсоюзов и ведущие деловые объединения.
19 августа
05
Splat Global начала продажи зубной пасты в крупнейших городах Саудовской Аравии
Бизнес
Splat Global начала продажи зубной пасты в крупнейших городах Саудовской Аравии
Splat Global расширяет экспорт: российская компания начала поставки семи видов зубной пасты в Саудовскую Аравию. Продукция будет доступна в крупнейших городах через аптечные сети и онлайн-площадки.
19 августа
05
Цены на вторичное жилье в Москве: снижение в пяти округах, рост в семи
Недвижимость
Цены на вторичное жилье в Москве: снижение в пяти округах, рост в семи
Стоимость жилья на вторичном рынке Москвы изменилась: по данным компании SRG, в июле 2025 года цены снизились в пяти округах и выросли в семи, сообщает РБК.
19 августа
03