Европейское трансграничное углеродное регулирование и его влияние на международную промышленность
Введение в Европейском союзе c 2026 года системы трансграничного углеродного регулирования (СВАМ) призвано поощрить промышленность к сокращению выбросов парниковых газов. Американские экономисты, опубликовавшие свои выводы в NBER, указывают, что новая система стимулирует конкуренцию и содействует внедрению подобных политик в других регионах мира.
Исследование, проведенное Кимберли Клаузинг, Джонатаном Колмером, Алланом Сяо и Кэтрин Вольфрам, раскрывает глобальные последствия внедрения системы углеродного регулирования. Строя математическую модель мировой торговли, эксперты изучали влияние новой политики на отрасли, такие как алюминиевая и сталелитейная, составляющие значительную долю глобальных выбросов парниковых газов и объема международной торговли.
Поддерживаемое CBAM требует от компаний-импортеров в ЕС сообщать о выбросах углерода при производстве импортируемой продукции. На данный момент система охватывает шесть углеродоемких сфер: черную металлургию, алюминиевое производство, цемент, производство электроэнергии, удобрения и водородное топливо. Импортеры обязаны покупать сертификаты выбросов в рамках EU ETS.
Целью CBAM является компенсация выбросов и обеспечение равенства условий для внутренних и иностранных производителей на европейском рынке. Начиная с 2026 года CBAM будет поэтапно запущен в ЕС, а с 2027 года — в Великобритании. Канада, Австралия и Тайвань также рассматривают внедрение подобных механизмов. Китай уже адаптировал свою торговую систему к аналогичным требованиям CBAM.
Главная задача Европейского союза заключается в повышении конкурентоспособности компаний на внутреннем рынке.
Импакт СВАМ и CBAM на мировую экономику
Авторы представленной работы отмечают, что ущерб для прибыли из-за введения налога на углерод может оцениваться в $15 миллиардов ежегодно для стран Европейского Союза и Великобритании, а в случае расширения регулируемого рынка и на Китай – до $100 миллиардов. В то же время налогообложение выбросов может принести заметные доходы: до $20 миллиардов для ЕС и Великобритании, и до $180 миллиардов при участии Китая в данной программе.
При анализе всей эффективности СВАМ, авторы работы делают пять ключевых выводов. Во-первых: налогообложение выбросов сокращает мировое предложение товаров и увеличивает цены, однако сокращение негативного воздействия на окружающую среду ведёт к увеличению общественного благосостояния при адекватной оценке стоимости углерода. Второй вывод: при СВАМ происходит перераспределение продаж товаров в пользу нерегулируемых рынков, в то время как регулируемые могут получить увеличение доходов при умеренном уровне налогообложения углерода.
В-третьих, CBAM повышает глобальную конкурентоспособность производителей на регулируемых рынках, выравнивая условия конкуренции через введение углеродного регулирования на импортированные товары. В то же время убытки для "грязных" компаний могут достигать 15%. В-четвертых, CBAM уменьшает уровень выбросов на нерегулируемых рынках примерно на треть. И, наконец, пятое: авторы исследования утверждают, что CBAM не окажет дополнительного давления на страны с низким уровнем дохода — экологически безопасные производства могут извлечь пользу из углеродного регулирования Европейского Союза. Например, производство алюминия в Мозамбике базируется на гидроэнергетике, что обеспечивает ему конкурентоспособность при экспорте в ЕС.