Эксперимент по трансформации внешней торговли России
Различные факторы, такие как санкции, пандемия, перестройка логистики и колебания курса рубля, заставили экспертов ЦМАКП заметить, что внешняя торговля России претерпела значительные изменения за последние пять лет. Новые направления включают уменьшение зависимости от Европы в пользу связей с Китаем, изменение структуры внешнеторговых операций, и переход от прямых потерь от санкций к сложной системе посредничества.
Доклад ЦМАКП сосредотачивается на анализе изменений внешней торговли России за последние годы, начиная с 2019 года. На тот момент страна уже сталкивалась с давлением из-за санкций, введенных после событий в Крыму в 2014 году. Однако Европейский союз оставался важным партнером, а строительство газопровода "Северный поток-2" продолжалось.
Пандемия COVID-19 сильно отразилась на внешней торговле, вызвав значительное снижение экспорта энергоресурсов на треть.
Отрасли машиностроения, стройматериалов и химии понесли потери в 12–14%, в то время как поставки металлов и продовольствия увеличились. В 2021 году экспорт почти вернулся к прежнему уровню благодаря мерам стимулирования правительств по всему миру. Импорт в Россию в 2020 году сократился на 10–12%, но к 2021 году уже превзошел уровень 2019 года, что стал важным амортизатором перед потенциальным кризисом 2022 года.
Новые санкции в 2022 году затронули финансовый сектор, логистику и различные товарные категории. К июлю 2022 года примерно 40% импорта из ЕС оказался под запретом. Хотя объем экспорта рос на фоне высоких цен на нефть и удобрения, к 2023–2024 годам начался спад из-за уменьшения цен и сокращения рынков сбыта. Рост отгрузок минеральных и химических продуктов остановился на уровне 2019 года, тогда как продукция металлургии и легкой промышленности фактически уменьшилась из-за инфляции. Экспорт продовольствия продолжал расти, но сбыт машин и лесопродукции за рубеж сильно сократился, вызванный потерей рынков или внутренними запретами на экспорт сырья.
После снижения в 2022 году, 2023–2024 годы были посвящены реструктуризации импорта. Несмотря на жесткие санкции, ввоз машин и оборудования к 2024 году почти вернулся к уровню 2019 года, в значительной степени благодаря связям с Китаем. Ввоз продовольствия и химикатов увеличился, особенно по товарам, не подпадающим под запреты, в то время как импорт металлургической и лесопромышленной продукции снизился. Важно отметить, что физический объем импорта мог увеличиться за счет перехода на более доступную китайскую продукцию в секторах техники и автопрома.
Изменения в географии мировой торговли
Структура торговли претерпела серьезные изменения.
Доля торговли с Азией значительно увеличилась за последние годы. В то время как доля Европейского Союза и США сократилась. Экспорт и импорт из Китая стали ключевыми элементами новой карты внешней торговли. Поставки товаров из Китая значительно выросли, особенно в автомобильной и электронной индустриях. Также увеличился импорт из Индии, Турции и стран ЕАЭС.
Этот процесс адаптации активно поддерживается параллельным импортом. В 2024 году объем прямых поставок товаров из ЕС снизился на 64%, однако с учетом реэкспорта значение уменьшилось лишь на 50%. Непрямые поставки через страны СНГ составили от $13 до $16 миллиардов, через Турцию до $6 миллиардов. Корея и Китай обеспечивают оставшуюся часть импорта, включая автомобильную продукцию. Автомобили играют особую роль в этом процессе. За период 2022-2024 годов физическими лицами было ввезено 815 тысяч автомобилей, что составляет почти половину от общего количества иномарок на рынке. В 2024 году было продано 1,6 миллиона новых легковых автомобилей, из которых 1,1 миллиона были импортированы.
По мнению Центра макроэкономического анализа и прогнозирования, период "шоковой адаптации" считается завершенным - импорт восстановлен, экспорт переориентирован. Однако устойчивость в будущем не гарантирована: увеличение утилизационных сборов может привести к сокращению импорта автомобилей. Сильный рубль, начиная с марта 2025 года, стимулирует ввоз товаров и материалов, но высокие процентные ставки и стагнация в экономике сокращают спрос на оборудование. Ключевым риском является высокая зависимость от Китая в критических отраслях. Россия решает проблемы доступа к товарам, но за счет частичной утраты контроля над цепочками поставки, отмечают эксперты.